Серьезным камнем преткновения в вопросе о продаже Opel - главного европейского подразделения General Motors (MTLQQ) и популярного в Германии бренда - стали страхи нового совета директоров, который тревожится, что технологии GM попадут в руки русских. Их логика такова: главный претендент на Opel - Magna International - является партнером поддерживаемого Кремлем российского банка, который в свою очередь связан с крупнейшим в России автопроизводителем - компанией 'ГАЗ', а это значит, что русские пытаются получить доступ к жизненно-важным американским 'ноу-хау'.
Ну разве это не мило - паранойя в духе администрации Эйзенхауэра: 'Ах, эти русские пытаются вызнать драгоценные секреты наших 'Шевроле''? GM ведет себя точь-в-точь как в те времена, когда она правила автомобильным миром, а по темным закоулкам ее гигантских заводов на Среднем Западе, крались с фотоаппаратами шпионы коммунистов, пытаясь выяснить, как быстро GM может перейти от выпуска плавниковых 'Кадиллаков' для жирных капиталистов к производству империалистических боевых машин.
Да ведь все это, по сути, просто большая глупость. Даже если бы 'ГАЗ' мог выкрасть чертежи 'Шевроле Малибу', выпускающейся на платформе Opel, скопировать ее и начать наводнять Европу 'Малибускими' через Фульдинский коридор, российский автомобиль все равно, скорее всего, не мог бы конкурировать с европейскими марками. Конечно, возможно, GM просто нужно конкурентное преимущество на российском рынке, который может сильно вырасти в ближайшие 10 лет. В этом случае 'ГАЗ' в своем праве делать все возможное, для того, чтобы создать собственный 'Малибуский'.
Впрочем, более вероятно, что GM в действительности никогда не хотела избавляться от Opel - это было просто условием банкротства. Если компания достанется другому претенденту - RHJ International, - вполне возможно, что она вскоре снова окажется в руках GM. GM может и просто сохранить Opel. Это, правда, не слишком осмысленный шаг, если компания не рассчитывает продолжать использовать платформы 'Опелей' для выпуска продающихся в Соединенных Штатах 'Шевроле' (как она их использовала для выпуска 'Сатурнов').
В любом случае эта современная версия 'Красной угрозы' лишена смысла. Даже с технологиями GM, 'ГАЗ' еще долго не сможет бросить серьезный вызов американскому и японскому автопрому, а если попытается, может надорваться. Такая автомобильная холодная война закончилась бы точно так же, как настоящая - поражением России.
Мэтью Дебор пишет статьи, посвященные автомобильной промышленности, для Washington Post, Los Angeles Times, Huffington Post и Car Design News.
___________________________________________________________
Продажа Opel затягивается, и план слияния с Fiat может вновь привлечь к себе внимание ("The Globe And Mail", Канада)
GM преследуют имперские иллюзии ("TheStar.com", Канада)