'Польша не должна реагировать на каждый антипольский эксцесс', - сказал в интервью 'Газете выборчей' Адам Ротфельд, бывший министр иностранных дел Польши, ныне председатель от Польши польско-российской комиссии по трудным вопросам.
В оценке польского политика документальный фильм о значении пакта Молотова -Риббентропа, появившегося недавно на российском канале 'Вести' является гнусным продуктом пропаганды, сделанным в конвенции Орвелла, где ложь называют правдой, а агрессию - любовью. 'Не следует вовлекать авторитет государства в такие вопросы. Таким образом мы придаем авторам фильма статус партнера, на который они не заслуживают. Не стоит создавать очередных маргинальный персонажей, так как несколько лет назад мы продвинули никому тогда неизвестную Эрику Штайнбах. Это СМИ должны полемизировать. Будет это намного эффективнее, чем официальные напоминания, - говорит Адам Ротфельд и отмечает , - В этом фильме не выступает ни один серьезный российский историк. Потому что такие историки как Александр Чубарян, директор института истории РАН, или Михаил Наринский или другие члены польско-российкой комиссии по трудным вопросам думают по другому. В мае этого года на королевском замке в Варшаве прошла конференция, посвященная генезису Второй мировой. Организаторами были Российская, Польская и Немецкая академии наук. Тезисы 'секретного протокола' не имели во время конференции смысла. Они воспринимались бы как абсурд. К сожалению, о конференции никто не написал за исключением короткого сообщения в 'Газете выборчей', - констатировал в интервью газете Адам Ротфельд.
Что касается причин появления антипольской информации в России, то по мнению бывшего главы польской дипломатии они разные.
'В России идет процесс поиска нового национального самосознания. Есть там эксперты, которые называют себя 'политическими технологами'. По их мнению, методом для интеграции общества является убеждение в том, что Россия окружена врагами, готовыми ее унижать. А все наоборот. Сегодня, как никогда в прошлом, демократический мир настроен по отношению к России дружелюбно', - сказал в интервью 'Газете выборчей' Адам Ротфельд.
Немецкие и польские епископы выдвинули общее обращение в связи с 70-й годовщиной начала Второй мировой войны, в котором, в частности, призывают смотреть в будущее, но также не забывать об исторической правде. В документе говорится об 'общем осуждении войны и изгнания - не забывая при этом о внутренней зависимости и последовательности событий'. Епископы предостерегают от соблазна 'использования в качестве пропаганды уже раз в истории нанесенных ран', а также 'побуждение к ресентименту, следующего из односторонней исторической интерпретации', - цитирует слова обращения газета 'Жечпосполита'.
На тему этого общего обращения польских и немецких епископов в этой же газете пишет публицист Петр Семка. 'Сегодня поколение епископов, которое или сами помнят военный кошмар или росли в атмосфере свежей памяти после этого бедствия, призывает оценить путь какой прошли оба народа. От попытки уничтожения Третьим Рейхом граждан Речи Посполитой (в первую очередь евреев, ромов, а затем поляков) до примирения. Помостом к этому стала христианское размышление о общности веры и культуры, инспирацией которому послужило послание польских епископов к немецким епископам от 1965 года и его известные слова: 'Прощаем и просим о прощении', - пишет автор.
В оценке Петра Семки принятое в документе определение 'изгнанные' может неприятно удивить польского читателя, потому что оно, как пишет Семка, 'наполнено негативным политическим и эмоциональным содержанием'. ' Как можно догадываться, с целью избежания разногласий, епископы только в общих чертах выдвинули предупреждение об избежании инструментального использования истории против себя, - говорит публицист и продолжает, - Однако важно, что духовные лица обеих стран напомнили о том, что Бог является источником примирения. О том, что ни одна культура, кроме христианской не имеет столь глубокой традиции смирения и терпеливой готовности к прощению. О том, что только становление перед правдой или реальная человеческая попытка достичь эту правду, гарантирует мир между народами, - завершает Петр Семка.
'Мудрый и сильный жест Католической церкви. Однако заявление епископов - это не вежливый текст, написанный по поводу годовщины, а скорее расчет с совестью, сделанный от имени двух народов', - пишет о послании епископов комментатор 'Газеты выборчей' Катажина Висьневская. '44 года назад, - продолжает она, - в обращении польские епископы назвали границу на реке Ныса и Одра ' вопросом существования' для Польши, но также 'чрезвычайно горьким плодом войны' для немцев. В Польше звучало это шокирующе. То письмо было пророческим, начало оно сложный процесс примирения, который- судя по легкости, с какой можно пользоваться антинемецкими и антипольскими высказываниями сегодня, - все еще не завершился, - отмечает комментатор. - Послание этого документа епископов выходит за рамки польско-немецких отношений, примирение в нем названо условием для создания объединенной Европы. Может европейское измерение католической церкви разобьет наши взаимные фобии', - задает вопрос в завершении своего комментария в 'Газете выборчей' польская публицистка Катажина Висьневская.
______________
Россия ищет себе врага? ("Польское радио для заграницы", Польша)
Искать виноватых - вредно для мозга ("European Voice", Бельгия)