Когда в ноябре 1989 берлинская стена была наконец разрушена, волна надежд и оптимизма прокатилась по Европе - вероятно, нигде она не была такой сильной как в ранее разделенной Германии. Однако вскоре надежды уступили место крушению иллюзий, когда развал ориентированных на социализм экономик стал причиной того, что миллионы людей потеряли работу, и многие стали испытывать ностальгические чувства по старому образу жизни. В Германии, несмотря на вкачивание крупных средств в бывший коммунистический восток, сильные различия в доходах и занятости между двумя половинами страны быстро подточили первоначальную волну энтузиазма по поводу воссоединения.
Теперь, 20 лет спустя, новое исследование экономики бывшего Востока показывает, что, невзирая на серьезные достижения в деле заделывания этой расселины, существенный разрыв все еще остается. И хотя в 90-е годы экономики двух половинок страны начали потихоньку конвергироваться, на рубеже веков началась стагнация, и с 2008 года они снова начали расходиться в разные стороны. Доклад Германского института экономических исследований (DIW) обнаружил, что все еще имеют место существенные структурные проблемы, которые предстоит решить. В частности, региону надо бороться с демографическим спадом. Для роста экономики ему также необходимы квалифицированная молодежь и иммигранты.
'Излишние ожидания' в 1989
Доклад, представленный в четверг в Берлине, оценивает экономическое развитие территории, на которой раньше располагалась Германская Демократическая Республика (ГДР), и говорит о перспективах в будущем. Глава DIW Клаус Циммерман (Klaus Zimmermann) сказал, что в те шальные дни 1989 года были высоки ожидания того, что 'хорошие результаты могут быть достигнуты в одночасье и без больших вложений'. Однако, реализовать эти 'излишние ожидания' было невозможно, сказал он. Тем не менее, он утверждает, что есть положительные успехи, невзирая на 2,5 миллионов потерянных рабочих мест и тысячи компаний, которые были закрыты непосредственно после воссоединения.
В 1992 году восточная Германия была заброшенным куском земли с пустыми заводами. Она обеспечивала лишь 3,4% ВВП Германии. Сейчас эта цифра выросла до 10%. Производительность также показывает сильное улучшение. В 1991 валовая добавленная стоимость каждого работника в бывшей восточной Германии составляла лишь 25 % от показателя их западных коллег. В 2008 - уже 78,3%. 'После практически завершенной деиндустриализации было возможно достичь значительного промышленного роста', - говорит Циммерман. Он добавляет, что 'если мерить экономическим смыслом двадцатилетней давности, стакан не наполовину пуст или полон, а как минимум на две трети полон'.
Утечка мозгов
Демографические изменения имели огромное влияние. С 1990 порядка 2 миллионов человек приняли решение покинуть бывшую ГДР. Об этом на презентации доклада рассказал Йоахим Рагниц (Joachim Ragnitz) из Института экономических исследований (Ifo Institut) в Дрездене. Недостаток привлекательных возможностей трудоустройства и низкие зарплаты побудили лучших и талантливейших строить свою жизнь в другом месте. По словам Рагница, этот демографический дефицит может сдерживать экономические результаты и производительность. Циммерман призвал население региона рассматривать иммиграцию хорошо образованных людей из восточной Европы как позитивное явление, а не как угрозу потери рабочих мест.
'Мы должны взяться за эти проблемы, если восточная Германия хочет твердо стоять на своих ногах. Это не сработает, если мы продолжим вкладывать в материальное, а не в интеллектуальное', - сказал глава DIW Циммерман. 'Предпосылка для будущей производительности - люди с хорошим образованием', - добавил он.
________________________
Большинство восточных немцев ценят демократию, хотя не очень довольны ею ("Deutsche Welle", Германия)
Представления западных и восточных немцев друг о друге полны предрассудков ("Deutsche Welle", Германия)