Не впервые в центре нашего внимания процессы на постсоветском пространстве, где у России свои интересы и далеко идущие устремления. Удивляет то, на каком обширном периметре наблюдается напряженность и подозрительность в двусторонних отношениях. Речь не только о Грузии, государствах Балтии (на данный момент мальчиком для битья в основном стала Литва). Возникает вопрос: действительно ли всему виной ползучая политическая русофобия соседних государств?
После развала СССР между бывшими республиками - ныне суверенными государствами - сохранилось множество как прагматических, так и эмоциональных связей, коммуникаций и определенная инерция взаимозависимости. Независимо от правящих режимов, остается общее культурное и научное пространство, открыты индустрия развлечений и приграничные связи.
Трудно назвать две другие постсоветские страны, которые более тесно связаны, чем Россия и Украина. Эти оба государства славянские, у них много общего на историческом пути (Киев - мать русских городов), в украинском Севастополе по-прежнему базируется Черноморский флот РФ. Однако в последнее время произошел отлив с основательными брызгами.
На поверхности это проявляется как война Москвы и Киева на дипломатическом фронте. Россия не направила в столицу соседней страны своего нового посла Михаила Зурабова. Последовало открытое письмо президента Дмитрия Медведева своему коллеге Виктору Ющенко. В нем, как уже известно читателям, целый пакет обвинений в 'антироссийском курсе руководства Украины', начиная с упреков в связи с перестройкой системы транзита газа и заканчивая 'умышленным выдавливанием русского языка'. Вдобавок - хорошо известная нам тема 'переписывания истории'.
В данном случае это не только отдельный залп вербального обстрела. Письмо, которое адресовано президенту Виктору Ющенко, акцентируется как предупреждение всем менее послушным руководителям государств СНГ. Как сигнал о том, что политика России в отношении них станет более жесткой и нетерпимой. По мнению некоторых, письмо стало своеобразным повторением 'Мюнхенской речи Путина'. (Владимир Путин в статусе президента несколько лет назад на международной конференции обвинил Запад в развертывании новой холодной войны).
На Украине в январе будущего года состоятся выборы президента, и подтекст послания один: 'Ющенко не годится!'. Выдержан тот же ультимативный тон, что и год назад в отношении Грузии во главе с президентом Михаилом Саакашвили. Ющенко как один из лидеров 'оранжевой революции' в большей мере растерял поддержку своего народа. Теперь под прикрытием 'исторической дружбы' двух народов предпринимается открытая попытка отодвинуть в сторону избранного другим народом президента. Это заставило украинцев заново посмотреть на нелюбимого политика как на символ своего государственного суверенитета. Как на щит оскорбленного национального достоинства. Будто все проблемы сразу исчезнут, если украинцы изберут пророссийского главу государства. Эксперты, однако, отмечают, что таким критериям не соответствует даже бывший премьер-министр, лидер Партии регионов Виктор Янукович.
Предшественник Ющенко Леонид Кучма в свое время написал книгу под знаковым названием 'Украина - не Россия'. Правда, автор закончил свою политическую карьеру без фанфар - как руководитель охваченного эпидемией коррупции государства, над которым нависла угроза стать полицейским. Украина и в нынешнем вихре кризиса - одно их самых болезненных чад Европы. Украинский народ устал от всех прежних лидеров - Ющенко, так называемой газовой принцессы Юлии Тимошенко, Януковича, от межклановой борьбы. Тем не менее, есть вещи и сферы, где, как ни крути, Украина продвинулась дальше, чем Россия. В 2008 году Украина вступила во Всемирную торговую организацию, в этой стране функционирует реальная многопартийная система, больше не убивают журналистов при загадочных обстоятельствах. Как сказал в дискуссии на радиостанции 'Эхо Москвы' Борис Немцов, 'через ухабы, скандалы, кризисы и истерии она (Украина) идет по демократическому пути'. Это тоже означает, что никто не может продиктовать или подсказать, кто станет президентом этой страны после следующих выборов. Известно одно, что президент будет проукраинский, какие бы сигналы ни поступали от кремлевских политтехнологов.
Закономерно, что при акцентировании Россией каких-то прав старшего брата в соседних с нею государствах еще больше активизируются ультранационалистические группы и движения. Все те, кто, в том числе и на Украине, с нескрываемым удовольствием кормится за счет русофобии, разжигания межэтнической вражды. Такие организации, как созданный в годы Второй мировой войны Украинский националистический конгресс, как воинственно настроенные националисты с пророссийском Крыму. Конечно, для многих и на Украине было неприемлемо чествование вождя украинского легиона Степана Бандеры, 100 лет со дня рождения которого отмечалось в этом году. Однако обеспокоенность по поводу русского языка выражена в ситуации, когда 85% книг в стране украинцев издается не на государственном, а на русском языке. В то же время даже в Москве некоторые политики позволяют себе называть это государство Малороссией.
Остается вопрос: что же, в конце концов, определяет тонус взаимоотношений России и Украины?
Выбранный Медведевым способ и тон обращения отдаляет решение действительно важных для обоих соседних государств проблем (заключение нового газового договора, уход российского военного флота из Севастополя в 2017 году и др.) и даже отчуждает два братских народа. Руководство Кремля не справляется с синдромом советского имперского сознания, констатировал Немцов.
Это не только мнение постоянного критика путинской системы и яростного бунтаря. В унисон аналогичные точки зрения звучат и на Западе. 'Россия потеряла своих друзей и стала заложницей честолюбия Путина', - пишет комментатор Financial Times Филипп Стивенс. Как в свое время комментаторы советского телевидения высокомерно философствовали о глобальных возможностях Америки: 'больше амбиций, чем амуниции'. Не будем обсуждать тему, насколько с накопленными за годы бума цен на нефть средствами продвинулась или отстала в своей модернизации Россия. Ее политологи могут заносчиво заявлять: обойдемся без грузинских вин и литовского молока. Однако нельзя заменить своих соседей по всему периметру; в категории врагов Москвы теперь мелькают также Белоруссия, Туркменистан, Узбекистан. Последний - из-за того, что возразил против дисклокации российской военной базы в Киргизии. Украина - потенциально еще более важный игрок. Даже если России при поддержке Турции удастся построить газопровод South Stream в обход территории своего ближайшего соседа, в то в лучшем случае по нему будет поставляться половина (60 миллиардов кубометров) необходимого Европе газа.
Британский журналист Э.Стивенс особо шокирован 'изолированностью' современной России. Думается, это меньше относится к так называемой 'старой Европе', как к постсоциалистическому миру, включая Болгарию и давнюю славянскую сестру Сербию. Поляки напряженно ждут, что в исторический день 1 сентября скажет премьер-министр Путин.
Информированные источники не исключают, что много обсуждавшееся письмо восточноевропейских политиков не совсем выброшено в мусорник: политика США в отношении России и этой части Европы еще только формируется, и стараниями Фонда Маршалла появилось упомянутое послание. Президент Барак Обама не поддерживает слишком резкие движения в ту или иную сторону. В то же время нынешняя администрация США четко дала понять, что она хочет видеть меньше напряженности на всем постсоветском пространстве.
Крупные государства могут наводить глянец на свое имя и укреплять влияние различными способами. В свое время США накрыли государства и континенты сетью американского миротворческого корпуса, направляя туда гражданских добровольцев широкого профиля. Разумеется, не это стало решающим фактором в повышении привлекательности Made in USA.
Рычаги России - это ее уникальное геополитическое расположение, энергетические ресурсы и примерно 25 миллионов соотечественников в бывших советских республиках. Президент Медведев недавно передал в Госдуму дополнения к Закону об обороне. Возрастет ли взаимное доверие между государствами после объявления о том, что позволяется использовать армию для защиты своих военных и других соотечественников за пределами РФ? Это же относится и к лакировке сталинского прошлого, и к постоянным проникновенным протестам против уравнивания преступлений тоталитарного коммунизма и нацизма.
Русофобию на постсоветском пространстве порождает и поддерживает страх перед слишком сильными объятиями большого брата. Козыри России за ее пределами не новые военные базы (в отколотой от Грузии Южной Осетии) и не диктат победителей в прочтении общей истории. Намного больше уважения в глазах соседей Россия может получить, сконцентрировавшись на целенаправленном освоении уникальных богатств на своей территории в шесть часовых поясов. Без изоляционизма и без мании величия.
Перевод: Лариса Деореча
______________
В сфере особого внимания снова Украина ("Грузия online", Грузия)
Между Россией и Украиной нарастает напряженность ("The New York Times", США)