Правительство Германии активно содействует продаже немецких фирм, в том числе и высокотехнологичных, иностранным компаниям, даже государственным. Но не впадает ли оно в иллюзии относительно российского капитала? Лед тронулся, господа российские инвесторы, в Берлине лед тронулся:
Правда, частным капиталовложениям из России Германия никогда не препятствовала, но вот по поводу целесообразности продажи тех или иных немецких предприятий иностранным государственным фирмам или суверенным фондам у федерального правительства еще не так давно некоторые сомнения все же были.
Немецкий бизнес любит открытые рынки
Подчеркну: у правительства, поскольку немецкое деловое сообщество в последние десятилетия всегда выступало за максимальную открытость отечественного рынка. Просто Германия как чемпион мира по экспорту крайне заинтересована в свободном доступе к чужим рынкам. Этот экспортный сук, на котором сидит значительная и наиболее инновационная часть немецкой экономики, глупо подпиливать какими-то протекционистскими мерами. Наоборот, в стратегических интересах немецкого бизнеса - обеспечивать иностранцам в качестве ответного жеста беспрепятственный выход на свою собственную территорию.
Тяжелейшая со времен Второй мировой войны рецессия, которая в ближайшее время приведет в Германии к значительному росту числа безработных, заставила правительство Ангелы Меркель пересмотреть свое излишне настороженное отношение к иностранным государственным деньгам, причем не только российским. Не будем забывать недавние крупномасштабные вложения в знаковые для немецкой экономики компании Daimler, Volkswagen и Porsche эмиратов Абу-Даби и Катар.
Энтузиазм Ангелы Меркель
Итак, угроза потери рабочих мест, а также, возможно, более глубокое осознание логики продолжающейся глобализации, заставили правительство Германии благосклонно отнестись к продаже немецких фирм, в том числе и высокотехнологичных, иностранным государственным инвесторам. В условиях кризиса подобная корректировка курса особого удивления не вызывает.
А вот что реально удивляет, так это тот почти уже энтузиазм, с которым лично Ангела Меркель в разгар предвыборной борьбы взялась за продвижение именно российского госкапитала на немецкий рынок. Весьма показательной в этой связи была ее недавняя встреча с российским президентом Дмитрием Медведевым в Сочи. Там обсуждались возможные продажи: автостроителя Opel консорциуму с участием государственного Сбербанка, верфей Wadan инвесторам, за которыми вроде бы стоит государственный Газпром, и неплатежеспособного производителя микрочипов Qimonda близкой к государству АФК "Система".
Конечно, можно порадоваться возросшему рейтингу российских корпораций в берлинских коридорах власти. Однако Ангела Меркель здорово подставилась, однозначно зафиксировавшись на продаже Opel только консорциуму Magna-Сбербанк. Возникло настораживающее впечатление, что она воспринимает российский финансовый институт и его индустриального партнера ГАЗ чуть ли не как панацею от всех бед немецкого автопроизводителя.
Ангела Меркель сильно рискует и в истории с верфями Wadan. Около года назад их купили два инвестора из Москвы, которые ссылались на связи в российских верхах и обещали огромные газпромовские заказы на плавучую технику. Обещания оказались абсолютно пустыми. Теперь верфи при содействии канцлера перекупили два новых инвестора из Москвы, которые реально близки к Кремлю и которые тоже обещают заказы от "Газпрома".
Опасность потери лица
Впрочем, рискует в обоих случаях и российская сторона. Рискует своим авторитетом. Проблема ведь в том, что у Германии пока слишком мало положительного опыта с крупными прямыми инвестициями из России. За исключением газпромовских проектов здесь похвастаться нечем. Зато громких неудач довольно много. Тут и Олег Дерипаска, потерявший в ходе кризиса свой пакет акций в строительном концерне Hochtief, и бывший главный акционер разорившегося ныне дома моды Escada Рустам Аксененко, и оскандалившийся совладелец авиакомпании Blue Wings Александр Лебедев.
Очень не хотелось бы новых разочарований. Ведь они могут серьезно подорвать вновь пробудившийся в Германии интерес к российским инвестициям. Причем в ситуации, когда лед, на самом деле, тронулся. Осуществленная без всякой помпы продажа госкорпорации "Росатом" немецкого специалиста по обращению с ядерными отходами Nukem Technologies свидетельствует о том, что взаимовыгодные вложения российского капитала в немецких разработчиков или производителей высоких технологий в нынешних условиях стали делом абсолютно реальным.
***
Меркель призывает GM к скорейшему принятию решения по Opel
(Deutsche Welle, Германия)
Немецкие верфи Wadan разрешено продать спецпредставителю президента России США могли бы предотвратить Вторую мировую войну (Deutsche Welle, Германия)
***
____________________
Германия теплее относится к деловым связям с Россией ("The New York Times", США)
Судоверфь Wadan остается в российских руках ("Handelsblatt", Германия)