На европейское подразделение General Motors претендует как минимум три кандидата. У компании Opel есть заводы в семи европейских странах, и каждый из них хочет сказать свое слово о будущем этого автопроизводителя. Европейское единство отсутствует здесь напрочь. Opel становится козырной картой на выборах, а также вызывает обеспокоенность в пораженной рецессией Британии, где производятся автомашины марки Vauxhall. Русские тоже хотя получить свой кусок пирога от этого торга. У компании кончаются деньги, и она может обанкротиться.
Короче говоря, сплошная неразбериха. И это несмотря на три с лишним месяца активных усилий, направленных на то, чтобы продать заржавевшего монстра, навести там порядок, все поправить и заставить его сиять новым блеском.
Но с точки зрения GM, такое подвешенное состояние Opel это просто прелесть.
Решение американского владельца не принимать решение о будущем Opel это, конечно же, само по себе тоже решение. Часы тикают, претенденты и государства хотят спасти компанию от гибели и приходят во все большее отчаяние. А GM, сама только в июне вышедшая из состояния банкротства, отчаивается все меньше и меньше.
"GM хочет видеть, как каждая задержка наносит ущерб компании Opel и ее работникам", - заявила на прошлой неделе немецкой газете Handelsblatt канцлер Германии Ангела Меркель.
Чем дольше тянется эта история с Opel, тем лучше для GM. По крайней мере, на этом строится вся игра американского автогиганта.
Пока такая стратегия действует - поразительное достижение для компании, которая столь долго не могла ничего сделать правильно.
В конце весны GM знала, что ее дни как технически платежеспособной компании сочтены.
Поскольку в соответствии с нормами главы 11 американского законодательства на GM неотвратимо надвигалось банкротство, она прикрыла Opel, передав компанию в немецкий попечительский совет.
В то же время, GM согласилась продать Opel, вернее, большую ее часть. Немецкий автопроизводитель мог погибнуть без хорошего владельца. Чтобы иметь какой-то запас времени, правительство Германии поддержало компанию, выделив ей промежуточный кредит на полтора миллиарда евро.
И тут на сцену вышли итальянская компания Fiat, канадская Magna International, бельгийская RHJ International и завсегдатаи таких конкурсов из амбициозной автомобильной промышленности Китая. Fiat и китайцы стали первыми жертвами отстрела, хотя итальянская заявка, несмотря на решительное "нет" предложению о выплате денег наличными, все еще официально не снята, и игнорировать ее полностью не следует.
В итоге остаются канадцы и бельгийцы. У каждого из этих предложений есть масса недостатков. На канадскую Magna доверчиво смотрит правительство Германии, но не GM. Отношение к RHJ прямо противоположное.
RHJ вступила в эту гонку со сломанной ногой. Частные инвестиционные фонды, а также хедж-фонды в Германии относятся к касте отверженных. Политики называют их "саранчой". Немцы автоматически предположили, что RHJ "поматросит" Opel, а затем бросит: высосет из компании всю кровь до последней капли и швырнет агонизирующее тело очередному простофиле.
Не на пользу RHJ пошло и отсутствие у нее опыта работы в автомобилестроении, а также то, что она, к несчастью (по мнению немцев), связана с Тимом Коллинзом (Tim Collins) - основателем фонда прямых инвестиций Ripplewood Holdings. Коллинзу принадлежит 15 процентов RHJ, и он к тому же является председателем инвестиционного комитета компании. Этот человек вместе с группой инвесторов решил купить Reader's Digest за 2,8 миллиарда долларов США на пике искусственного кредитного бума в 2007 году. В этом месяце Reader's Digest заявила о банкротстве - и немцы получили очередное свидетельство того, что фондом управляет кучка некомпетентных и алчных неумех.
General Motors к RHJ относится более доброжелательно, потому что эта компания скорее, чем Magna, может предложить GM право обратного выкупа Opel через несколько лет, хотя и с немалым наваром для себя. GM не хочет полностью и окончательно отказываться от Opel, потому что эта компания находится в самом центре ее стратегии разработки малолитражных автомобилей, а также является для GM путевкой на потенциально прибыльный и активный российский рынок.
Правительство Германии относилось к Magna - и продолжает относиться - с обожанием. Если канадцы выиграют, оно готово предоставить Opel кредитные гарантии на 4,5 миллиарда евро. Немцы считают эту компанию из Онтарио серьезным предприятием, которое приобрело широкую известность в секторе производства автокомплектующих, знает кое-что о том, как собирать автомобили (пусть и не проектировать), а также имеет великолепные и безупречные связи в России. Германия полагает, что Magna сохранит больше рабочих мест в стране (сейчас их на предприятиях Opel 25000), чем RHJ.
Но проблема в том, что GM не до конца доверяет Magna, партнером которой в рамках данного конкурса выступает российский государственный гигант "Сбербанк". GM опасается, что Magna вместе со "Сбербанком" будут передавать конкурентоспособные автотехнологии влачащим жалкое существование российским автомобильным компаниям. Действительно, Magna хочет, чтобы принадлежащий Дерипаске потрепанный автопроизводитель "ГАЗ" собирал "опели" в России.
Посмотрим в календарь на 21 августа, когда правление GM провело заседание, чтобы определить будущее Opel. Поскольку ни одно из конкурсных предложений не имело очевидных преимуществ над остальными, никакого решения принято не было.
Похоже, что GM не очень-то переживает из-за неопределенной ситуации с Opel. Такая ситуация, когда решения нет, заставляет компании Magna и RHJ менять свои предложения в лучшую для продавца сторону. Теперь обе могут дать согласие GM на вариант с обратным выкупом Opel в перспективе. Magna может согласиться не передавать конкурентные технологии русским. А правительство Германии, которому накануне запланированных на 27 сентября национальных выборов очень надо избежать кризиса с рабочими местами на заводах Opel, может увеличить объем кредитов по выкупу компании.
Что еще лучше, немцы при содействии британцев могут пойти и на другой шаг, позволив GM послать Magna и RHJ куда подальше, и взяться за реструктуризацию Opel самостоятельно. При этом контрольный пакет останется в Детройте. GM заявляет, что ей нужно 3 миллиарда евро, чтобы навести порядок в компании Opel. Чтобы получить эти деньги, GM придется пойти с шапкой по кругу, обратившись за помощью к странам, где есть крупные предприятия Opel - к Германии, Бельгии, Испании и Британии.
Что может пойти не так? Очень многое. GM в одиночку не в состоянии диктовать Opel ее будущее. Немецкий попечительский совет, в руках которого находится Opel, будет иметь большое влияние на исход этого дела. Не меньшим влиянием будет обладать и немецкое правительство, которое, естественно, поддержит того владельца, который, по его мнению, сохранит максимальное число рабочих мест на заводах Opel. А ведь GM может и не быть таким владельцем. Германия также хочет, чтобы ей вернули промежуточный кредит.
Если вся эта конструкция развалится, то не исключен вариант банкротства Opel и продажи компании по распоряжению суда целиком или частично тому покупателю, который предложит наивысшую цену. В определенном смысле терять GM нечего. Если Opel не будет приведен в порядок таким образом, чтобы со временем вернуться под контроль GM, компания будет радостно смотреть, как немецкий автопроизводитель разваливается.
__________________________________________________________
Настораживающие надежды на инвесторов из России ("Deutsche Welle", Германия)
Автомобильная холодная война закончится точно так же, как и настоящая ("The Big Money", США)