Политическое и военное руководство России недовольно (ОЧЕНЬ недовольно) тем, как идет работа над БРПЛ (баллистической ракетой подводных лодок) 'Булава' для новых ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (атомных подлодок вооруженных баллистическими ракетами) проекта 'Борей'. Несколько недель назад разработчикам 'Булавы' дали понять, что у них есть время до конца года на то, чтобы довести ракету до ума. В противном случае, проект будет закрыт, покатятся головы (ну ладно, просто начнутся увольнения), а 'Булаву' заменит более старая БРПЛ Р-29РМ 'Синева'. Слухи о том, что 'Бореи' следовало бы вооружить 40-тонными Р-29РМ, уже ходили. 'Синева' - последняя БРПЛ на жидком топливе, остающаяся на вооружении у России. Используется она на подводных крейсерах 'Дельфин'.
По-видимому, эти разговоры дошли до ушей российских финансистов, которые объяснили своему начальству, сколько будет стоить такая замена (речь идет, по меньшей мере, о нескольких миллиардах долларов). Таким образом, на настоящий момент было решено, что работу над 'Булавой' следует завершить, чего бы это ни стоило. Более того, следственная комиссия определила, что большинство проблем были связаны с неаккуратным изготовлением деталей. В итоге производство 'Булав' было перенесено на другой завод, а несколько высокопоставленных чиновников, отвечавших за разработку ракеты, были уволены.
Одно время идея перехода на несколько устаревшую, но более надежную 'Синеву' казалась разумной. В принципе жидкостный ракетный двигатель устроен сложнее твердотопливного, несмотря на то, что последний использует горючее, которое длительное время может храниться внутри ракеты. То, что Россия долго не могла разработать твердотопливные ракеты, не мешало ей создавать весьма впечатляющие образцы жидкостных ракет. Технологию изготовления твердотопливных ракет Россия освоила уже ближе к концу холодной войны. На вооружение была принята только одна твердотопливная БРПЛ - огромная 90-тонная Р-39, для гигантских подлодок 'Акула', которые сейчас выводятся из боевого состава в связи с чрезмерной дороговизной эксплуатации.
Многие из российских чиновников видят корень всех проблем в том, что после распада Советского Союза (и падения закупок более чем на 90 процентов) из оборонной промышленности ушло множество квалифицированных инженеров и ученых. В последующие двадцать лет лучшие кадры быстро находили доходную работу в других отраслях, и притока свежей крови в 'оборонку' практически не было. То же самое происходило и непосредственно на производстве. В советское время у оборонных предприятий было достаточно денег для того, чтобы нанимать самый квалифицированный производственный персонал. Сейчас дела обстоят совсем по-другому. Одним из последствий этой 'утечки мозгов' и стали плачевные результаты испытаний 'Булавы'. При этом принято считать, что у некоторых заводов лучше, чем у других, получается привлекать и удерживать кадры. Отсюда и смена завода-изготовителя.
Все это спровоцировала неудача очередных испытаний 'Булавы', проведенных в прошлом месяце. В итоге в общей сложности провалились шесть пусков, а пять прошли успешно. До последнего провала военные надеялись принять 'Булаву' на вооружение уже в этом году, для чего им необходимо было бы провести еще пять или больше испытательных пусков. Российские инженеры полагали, что им удалось установить причину проблем. Однако на последних испытаниях сбой произошел на первой стадии (всего их три), которая должна была пройти гладко. Это заставляет думать о недостатках изготовления.
В базовой технологии 'Булавы' русские с самого начала были уверены. Они знали, что неудачи на испытаниях неизбежны, но полагали, что проблем у них с 'Булавой' будет не больше, чем у американцев с двумя последними БРПЛ, одна из которых (Trident I) показала 13 процентов неудачных пусков (при 23 испытаниях), а вторая( Trident II) - 2 процента (при 49 испытаниях ). Однако по мере того, как рос процент провалов, росли и сомнения. К тому же, многих русских всерьез беспокоит то, что проект 'Булава' стал заменой более раннего проекта БРПЛ, разработка которого была свернута из-за слишком частых провалов на испытаниях, а также множества неустранимых конструктивных проблем. Сама 'Булава' является в своей основе морской версией вполне удачной межконтинентальной баллистической ракеты 'Тополь-М'. Именно надежность 'Тополя' и заставляет русских продолжать работу над 'Булавой', не сомневаясь в том, что они смогут, в конце концов, ее запустить.
'Булавой' вооружат новые подводные лодки проекта 'Борей', первая из которых уже вступила в строй. 'Бореи' сменяют устаревающих 'Дельфинов' - субмарины времен холодной войны, которые сейчас снимаются с вооружения из-за проблем с безопасностью и надежностью. После того, как в 1991 году распался Советский Союз, расходы на атомные подлодки были сокращены не так сильно, как прочие военные расходы. Тем не менее, бюджет флота все еще очень ограничен - в частности, при разработке 'Бореев' учитывалась стоимость эксплуатации. Однако в первую очередь им нужны хорошие ракеты.
45-тонная 'Булава' немного короче 'Тополя-М', что позволяет ей помещаться в ракетных шахтах подлодки. Соответственно, у нее меньше радиус действия - 8 000 километров. Булава - трехступенчатая твердотопливная ракета. Сейчас принято считать, что каждая 'Булава' способна нести десять боеголовок по 150 килотонн.
Сомнения русских по поводу 'Булавы' напоминают о давних проблемах, с которыми они сталкивались при разработке БРПЛ. Во времена холодной войны эти трудности в основном держались в секрете, однако с тех пор многое стало известно. По-видимому, сейчас русские хотят вооружить свою первую субмарину проекта 'Борей', недавно спущенную на воду, хотя бы несколькими работающими 'Булавами' (что, впрочем, маловероятно, учитывая последний провал и неудачи прошлых испытаний).
Ракетные шахты 'Борея' рассчитаны на 'Булавы', длина которых составляет 12,1 метра, а диаметр - 2 метра. Возможная замена - 'Синева' - 14,8 длиной и 1,8 метра в диаметре. Дополнительная длина ракет, означает, что и уже вступившую в строй подлодку и две строящихся придется серьезно переделывать. Единственная удачная российская модель твердотопливных БРПЛ - это огромная (16 метров длины, 2,4 метра в диаметре) Р-39, устанавливаемая на громоздких (и чересчур дорогих в эксплуатации) 'Акулах'. Для 'Борея, даже переоборудованного, она слишком велика.
Как и ожидали многие в России, власти в итоге решили и дальше гнуть свою линию, объявить 'Булаву' готовой и начать их установку. Как бы абсурдным такое решение ни выглядело, часть из 16 ракет, которые будут установлены на каждом из 'Бореев' может сработать. Тем временем, их будут продолжать дорабатывать, пока частота удачных пусков не дойдет от 40 процентов, до более приемлемого уровня в 70-80 процентов. Это потребует времени, а до тех пор русским остается только избегать ядерной войны.
___________________________________________________________
Генштаб РФ: "Мы все-таки считаем, что "Булава" полетит" ("BBCRussian.com", Великобритания)
Российское оружие надо спасать ("The New York Times", США)