Иран депортировал группу таджикских студентов – учащихся исламских учебных заведений. Таджикские теологи обвинены в нарушении визового режима.
Между тем наблюдатели полагают, что настоящей причиной выдворения из Ирана таджикских студентов (учащихся исламских учебных заведений называют талибами) могли стать опасения Душанбе, что воспитанники богословских школ могут попасть под влияние радикально настроенных религиозных групп или стать сторонниками нетрадиционных для Таджикистана течений ислама.
Несколько лет назад таджикские студенты-талибы были насильно возвращены на родину из Пакистана и стран Арабского Востока.
Первая группа таджикских студентов – 16 учащихся исламского учебного центра в иранском городе Захедан, расположенном у пересечения границ Ирана, Афганистана и Пакистана - уже прибыла на родину.
Саид Имомов, таджикский консул в Иране, сообщил, что в ближайшее время "за нарушение правил пребывания в стране" домой будут отправлены еще несколько человек. Они также являются студентами исламских вузов, прибывшие в Иран в частном порядке.
"В 99% случаев речь идет о просроченных визах. Поэтому за незаконное нахождение в Иране они были депортированы. Все они приехали учиться в Иран неофициально, в частном порядке и в этом нет никакой политической подоплеки", - пояснил таджикский консул.
Репатриация
Это уже не первый случай, когда таджикских студентов, обучающихся именно в исламских учебных центрах мусульманского Востока, насильно возвращают на родину. Несколько лет назад в Таджикистан в принудительном порядке было репатриировано более 700 таджикских студентов, обучавшихся в Пакистане.
Ахлиддин Беков был тогда учащимся одного из теологических учебных заведений Пакистана. На родине его до сих пор называют талибом. Он считает, что пакистанские власти поступили правильно.
"Я искренне считаю, что решение о почти принудительном нашем возвращении было правильным. Действительно, в Пакистане было немало попыток завербовать таджикских студентов, и кто знает, кем бы мы были и чем бы сейчас занимались. Но с тех пор как я здесь, прошло несколько лет, а дорогу в жизни я так и не выбрал. Я на перепутье - не знаю, что мне делать и как жить", - рассказывает бывший студент Ахлиддин.
Большинство таджикских талибов – как правило дети бывших таджикских беженцев, которые из Афганистана были направлены на учебу в Пакистан. Ахлиддин вместе с родителями покинул Таджикистан сразу после начала гражданской войны в начале 1990-х годов.
Неблагонадежные?
Начать новую жизнь на родине после возвращения многим таджикским талибам так и не удалось.
Мало кто смог переучиться на кириллицу, так и оставшись без образования. Ахлиддин не научился читать таджикских газет. Он пользуется арабским шрифтом и считает себя чужим среди своих.
По словам бывших таджикских студентов-богословов, государственные структуры очень неохотно принимают таких молодых людей на работу, считая их политически неблагонадежными.
Кроме того, неофициально все они до сих пор находятся в поле зрения спецслужб страны. Многие напуганы таким вниманием и ищут любую возможность покинуть Таджикистан навсегда.
Власти, в свою очередь, всерьез опасаются, что воспитанники исламских вузов могут попасть под влияние радикально настроенных религиозных групп. И эти опасения, по мнению эксперта Абдулло Рахнамо, не беспочвенны.
"В афганских лагерях проживали тысячи таджикских беженцев. Те, кто имел возможность, поступили в хорошие университеты, где дается официальное образование. Но часть детей из бедных семей попадала в так называемые исламские сиротские дома. Это школы, где обучались и воспитывались представители Талибана. Эти заведения были закрыты, и никто за их стенами не знал, чему дети там обучались", - отмечает аналитик.
По официальным данным, 99% жителей Таджикистана исповедуют ислам. Большинство мусульман Таджикистана, за исключением небольшой общины шиитов-исмаилитов Горного Бадахшана, являются суннитами ханифитского толка.
Интерес к религии
Религия в Таджикистане официально отделена от государства. Однако в реальности власти активно вмешиваются в деятельность религиозных институтов в стране - в частности, имеют решающий голос при избрании имам-хатибов мечетей. В учебных заведениях страны официально запрещено ношение хиджаба - мусульманского головного убора.
Между тем интерес к религии в стране в последние годы заметно вырос. Изучать азы ислама в религиозных школах отдают детей даже из нерелигиозных семей.
Чтобы упорядочить учебные программы в медресе (мусульманских школах) и ввести контроль над преподаванием, несколько лет назад власти решили модернизировать методику обучения в религиозных школах, включая в нее изучение светских наук, иностранных языков и информационных технологий.
Реформа образования
Новая программа в медресе, по мнению исламоведов, поможет государству осуществлять контроль над тем, что происходит в стенах богословских школ.
Реформу религиозного образования в стране ждали давно. Натянутые отношения официального духовенства с официально не признанными богословами не могут не настораживать власти. К тому же официальное духовенство непопулярно и среди молодежи.
"Некоторые мусульманские священнослужители с их средневековыми взглядами на религию просто отпугивают молодежь. Нам необходимы молодые, грамотные и образованные теологи", - заявил лидер Исламской партии возрождения Таджикистана Мухидин Кабири.
Отсутствие идеологии, слабость авторитета официального духовенства и нерешенные социальные вопросы становятся причиной появления в обществе радикально настроенных мусульман.
Некоторое время назад власти запретили движение "Салафия", хотя религиозное движение салафитов приобрело популярность, особенно в среде городской образованной молодежи таджикистана.
Это не прошло незамеченным. Первыми свои опасения высказали представители местного духовенства, заявив, что сторонники нетрадиционных для Таджикистана религиозных направлений вносят раскол в ряды таджикских мусульман.