Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Тяжелая ноша президента

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В ближайшее время Курманбек Бакиев озвучит новую структуру правительства, переставит кадры и запустит реформу госуправления.

В ближайшее время Курманбек Бакиев озвучит новую структуру правительства, переставит кадры и запустит реформу госуправления.

Новый политический сезон открывается 1 сентября - как у школьников. На этот раз однако на торжественной линейке депутатов напутствует Великий Кормчий - президент выступит на первом пленарном заседании парламента. Он не только объяснит, как он видит реформу госуправления, но и представит новую структуру правительства. Пока ее в полном виде не знает никто, кроме первого человека в стране: он надумал про нее, пока отдыхал. Впрочем, редакции, конечно, она тоже известна. И мы вам скажем сейчас, о чем президент скажет завтра.

Да, надо отдать должное трудолюбию и дальновидности нашего орлиноокого Курманбека Салиевича: весь отпуск он работал над реформой госуправления, и плоды трудов его праведных теперь ввели в нервный стресс весь чиновничий мир страны. Старт еще не дан, а фальстарты пошли сплошным потоком. Ух, как они дергаются! Кто останется в обойме? Кого 'уйдут'? - да так, что совсем, а не 'в связи с переходом на другую работу'. Кого 'сольют', кого 'разведут? Видели бы вы кабинет сегодня! Весь больной! Не в том, смысле, что на всю голову, а конкретно поголовно. У каждого болит голова - то ли от думок, как удержаться, то ли, что вернее, от жуткого похмелья, ибо а такой напряженный, стрессовый момент только традиционное средство и помогает. С того момента, как президент сетовал, что в 'Белом доме' даже ста грамм не нальют, многое изменилось. Сейчас, в курсе или нет Курманбек Салиевич, только и делают, что наливают, наливают. . .

Работать не пробовали. Какая тут работа, вы что! Идет невидимая простому человеку беспощадная борьба за кресла. Все средства хороши. Возможно, после выступления президента в Жогорку Кенеше некоторые чиновники даже загремят в элитные клиники для поправки пошатнувшегося здоровья. Умеет, умеет Курманбек наш Салиевич выдержал пощекотать нервы своим назначенцам. Вот нынче: выдержал эффектную паузу, а потом сказал. Да как сказал! Реформа госуправления - это величайший национальный проект, его реализация займет не один год. И не два. . .

Минимум - минимум! - пять. Все это время президент будет с народом. А чиновники - нет. Вот это и будет реформа. Объясняем, в чем суть. В народе давно укоренилось мнение: если чиновник, значит, вор. По-другому не может быть, считает народ. Четыре года президент нам говорил, что при новой (читай, при его!) власти по-другому: его чиновники не воры, а коррупция за четыре года достигла небывалых: совсем, то есть, низких величин: Но теперь Мудрый Кормчий понял: народ слишком упрям, его не переубедишь такими прекрасными словами, - даже если это слова президента. С народом надо говорить таким языком, чтобы он понял. И теперь выдающийся наш Курманбек Салиевич поменял свои слова. Теперь он говорит, что объявляет войну чиновничье-бюрократическому аппарату. Он как бы поставил себя на место народа и посмотрел на свой чиновничий аппарат глазами народа.

(И теперь народ, конечно, его поймет. Если первому человеку в стране не дают меда, так что он вынужден самолично искать нужный ему продукт в баночках в Токмаке (хорошо, хоть деньги ему выдали!), конечно, народ ему будет сочувствовать. Боюсь, только, если завтра президенту в Токмаке понадобиться найти, что посерьезней, скажем, знаменитое на весь мир стекло, то с этим будет сложнее. И спрашивать, почему не спешит с ремонтом завод, являющий гордость отечественной промышленности, а так же серьезную статью экспорта и налогов в стране, ему надо будет с чиновников. Интересно, как они ему это объяснят? Поведают историю про то, как их стараниями на заводе была устроена авария энергосистемы, а потом еще не выплачена страховка за убытки? И что, ситуация отнюдь не такая медовая, ибо упрямый инвестор заявил, что пока справедливость не будет восстановлена дефицитной стекольной продукции отечественная индустрия не увидит. . .)

Так вот. Эксплуатация народных чаяний в борьбе с чиновниками обещает быть плодотворной. И долговременной. Главное, запомните все: наш неутомимый и дальновидный Курманбек Салиевич начинает борьбу с бюрократами ради защиты интересов народа - не для себя вовсе. Ему и с такими неплохо. . . ой, то есть, я хотела сказать, что ему плохо, когда плохо его народу! (Хорошо сказала, да? Дарю экспромт секретариату! Хоть один нормальный тезис от него мы же должны услышать!) И благодарность народная не заставит себя ждать. И надолго. То есть, не ждать, конечно, ее придется долго, а она придет к нему надолго. Пятью годами точно не обойдется! Срока на два-три она придет. . . (А вот этот тезис прошу использовать только при соблюдении авторский прав!)

Однако, структура правительства. Да, ее пока не знает никто, кроме президента - и нас. Скажем о не коротко, - чтобы было что сказать после нас и президенту.

Конечно, реформа управления и конкретно кабинета будет не повальной. Сохранятся министерства и ведомства, обеспечивающие важнейшие государственные функции. Это МИД, МВД, Минобороны (в него, видимо, войдут погранвойска) и ГКНБ. Как говорится, не тронь святое! - тем более что эти министерства и министры показали в трудных моментах исключительную преданность главе государства. Напоминать не надо, да? Не надо лишний раз напоминать, как исправно милиция разгоняем митинги и сажает за решетку всех без разбора и без вины? Или как дипломаты пытаются уверить весь мир, что американская база, оставленная нами в Манасе, ужасно нужна: России. И оставили мы ее, собственно, по личной просьбе Медведева - и не иначе!: Вот за все это они и останутся: Чтобы и дальше, значит, в то же духе и так же исправно служить. . . народу. Конечно, народу! - а вы что думали?

Останутся госструктуры, отвечающие за весь социально-экономический блок. Этому предшествовала, надо сказать, немалая работа правительства. Оно (правительство) делало 'функциональный анализ деятельности министерств и ведомств'. Иначе говоря, выясняло, чем должно заниматься то или иное министерство. Чтобы 'наиболее полно, оперативно и эффективно' служить народу.

Дело не в словах, дело - в деле. Известно (народу давно, а президенту стало только сейчас!), что под любые надуманные (придуманные, искусственно созданные) функции и создаются, собственно, чиновничьи места. Чтобы в дальнейшем умерить пыл 'местотворчества' бюрократов, правительство и занимается анализом регулятивного воздействия (АРВ) госструктур на экономику и общество. Уже более года, оказывается, занимается. И дальше, видимо, этим будет заниматься.

Да кто там ворчит, про бесполезность? Много вы понимаете! Именно благодаря АРВ удалось выявить отрицательное воздействие государства на бизнес. Именно поэтому началась активная работа против зарегулированности бизнеса, освобождения его от излишних и дублирующих проверок и т.д От налогов, правда, никому освободиться не удастся, они будут расти снова и снова. Но как вы хотели, если дефицит бюджета на следующий год достиг 12 миллиардов? Или более 5 процентов ВВП(об этом подробней в следующей статье)

Проблема в том, что наши госструктуры в большинстве своем сами пишут для себя правила работы, сами их исполняют и сами же контролируют исполнение этой работы. Удобно. Для чиновников. Помнится, на одном из рабочих заседаний в правительстве по поводу отсечения ненужных функций, руководитель республиканского Госрегистра Адамжан Жолдошев настаивал, чтобы за его ведомством сохранилось право лицензировать деятельность риэлтеров в стране. Не бесплатно, конечно. На что премьер-министр Игорь Чудинов заметил: 'А зачем?! Для чего это надо?'. И правда - для чего?!

Но суть вопроса до чиновников не доходит. Они нацелены на отстаивание своей сути. Теперь вот, например, и Министерство культуры рвется лицензировать, разрешать, регулировать и контролировать деятельность: СМИ. И тоже не бесплатно. И это при том, что все издания, как положено, регистрируются в Минюсте. Но чиновникам этого мало! Им надо прессу обложить. Со всех сторон. А зачем? Глупый вопрос, да? Дело даже не в усиленной, двойной-тройной цензуре, которой им хочется обложить прессу. Им это регулирование и контролирование необходимо для самого своего выживание. Ибо главное, на чем держится вся система госуправления, - это обвал, шквал, девятый вал подзаконных актов, который захлестывает законы, и начинают действовать внутренние распоряжения, приказы, положения. Принцип гильотины. . .

Наиболее заметные изменения затронут, конечно, экономику. Это как всегда и это понятно: уже не знают, что бы такое придумать, как бы так управлять экономикой, чтобы она, наконец, перестала падать. Чтобы не мед в Токмаке продавался, а стекло: Так вот теперь на базе нынешнего Минэкономразвития будет создано крупное министерство экономики. В него войдут все нынешние госагентства, комитеты, которые отвечают за развитие экономики в стране. Как войдут, вопрос техники - как департаменты, как управления, не важно. Главное, это министерство будет координировать всю экономику республики. Все яйца, так сказать, наконец, складут в одну корзину. И это будет хорошо, потому как исключит дублирование функций - так считается.

Минпромэнерго станет просто Минэнерго - без промышленности, она уйдет в это самое Минэкономики. Отраслевые отделы в администрации президента (социально-экономический отдел и т.д.) перейдут в правительство. В смысле упразднятся в администрации совсем. И хотя Данияр Усенов не раз по этому поводу выступал: Я - глава! (администрации президента) Я знаю, как реформировать! Квадратики нарисую, стрелки проведу - и будет все работать. Однако научный подход посредством функционального анализа, АРВ победил. Вотчину Усенова значительно урежут, - впрочем, как и самого его тоже, но это уже отдельный разговор.

Пока не решено окончательно, останется ли в администрации президента юридический отдел. Вроде бы он тоже не нужен совсем. Однако это только на посторонний некомпетентный взгляд. А фактически, если кому не известно, он выполняет важную роль. Если этого отдела не станет, то кто для судей различных судебных инстанций будет давать 'ЦУ' в виде пометок: 'наша сторона'? Некоторые предлагают эту жизненно важную функцию передать Секретариату президента. И вот на это как раз дело и стопорится. Противники такого реформирования считают, что для такого как бы тонкого дела нужны хоть какие-то мозги и хоть какая-то скромность. А коль скоро в секретарите ничего этого не наблюдалось с самого момента его создания, то он столь деликатнейшую функцию может вообще засветить, как на надо. Тут даже нынче бывают проколы - вон как с Токмакским стекольным заводом! А учитывая склонность секретариата к громким, но нелепым эффектам: в общем, вопрос решается! Все будет зависеть от того, кто именно в будущем возглавит секретариат. Если это будет человек с этими остро дефицитными мозгами и скромностью, - ему доверят многое. Если же, благодаря семейной протекции, там удержится все-таки нынешнее начальство (от которого сам президент уже не чает как избавиться!) - тогда, конечно, все секретные и деликатные функции секретариату передать никак нельзя будет. . .

Разумеется, останутся Минфин, таможня, госкомитет по налогам и сборам. Опять - не тронь святое! Рьяные налоговики перевыполняют план побор. . . простите, сборов! А умненький Минфин никак не вмешивается в развернувшуюся бурную и уже сразу же незаконную деятельность Фонда развития (подробнее о нарушениях мы расскажем позже!)

Зато появится Министерство социального развития, которое объединит и образование, и социальную сферу, и, может быть, культуру с трудной молодежной политикой, спортом и т.д. Вот тут будет явное и показательное реформирование - сокращение бюрократического поголовья. Дано пора, говорят. Вся эта наша культур-мультур слишком много проедает средств - а результата ноль. Финансирование образования из бюджета достигало в последние годы 10 миллиардов (!) сомов, плюс гранты, плюс внешнее финансирование различных программ, плюс платное обучение, а в результате у государства нет тех специалистов, которые нужны позарез. Вот и решено начать хотя бы с того, что урезать статьи расходов на содержание аппаратов. В конце концов чтобы устраивать три раза в год на площади так называемые театрализованные представления, не нужно держать целое министерство. Обойдемся просто народными гуляниями. . .

Соцфонд? Вот кто гуляет сам по себе! Эта структура (как и Нацбанк, который вообще сидит тихо-тихо) не входит и не должна входить в правительство. Но беда в том, что наш Соцфонд все еще преодолевает (не очень успешно) наследие старой коммунистической пенсионной системы. В общем, Соцфонд занимается, по сути, только перераспределением тех денег, которые в немалом количестве собирает в качестве повсеместного социального налога. Это как раз то самое действо, когда Соцфонд делает вид, что платит пенсионеру, а пенсионер делает вид, что получает. Все понимают, что заниматься перераспределением социальных денег - это позавчерашний день. Все понимают, но молчат. Потому что:

Правильно! - потому что большую их часть Соцфонд вот уже четыре года перераспределяет в неизвестном направлении. То есть, оно, конечно, тоже известно, но о нем тоже все молчат. Потому как по сути те немалые деньги, которые я плачу Соцфонду, должны аккумулироваться на моем личном счете - в качестве моих накоплений к будущей пенсии, а фактически они оседают на тайных счетах Азияуниверсалбанка - вовсе не для того, чтобы гарантировать будущее мне. А вовсе даже для того, чтобы обеспечить безбедное будущее акционерам этого банка:

В общем, из 17 госагентств и госкомитетов вряд ли останется в нынешнем виде даже половина. Из 15 министерств - то же самое, но, может быть, не сразу. Отдельно следует сказать о контролирующих госструктурах. Они в основном сохранятся, чтобы ведомства не сами себя контролировали. Это антимонопольный комитет, Госэнергонадзор и т.д. Плюс, разумеется, главный надзорный орган по исполнению законодательства - Генпрокуратура.

Конечно, новая структура правительства - это только начало реформы управления. Наш мудрый Курманбек Салиевич взвалил себе на плечи тяжелейшую ношу - эту самую реформу - и с честью эту ношу несет. А что делать? Кто-то ведь должен постоять за народ! Он будет!

Осталось упомянуть о сроках. (О кадровых перестановках, о прогнозах по персоналиях мы расскажем на днях.) Они, надо думать, теперь уже близки. Если сначала предполагалось заняться в первую очередь парламентом, а новый кабинет министров сформировать только после выборов нового парламента - перед Новым годом, то теперь, не исключено, последовательность поменяется. Начнут именно с правительства. Поменяют сначала его, - а уж потом только, где-то будущей весной заново сформируют парламент. Вызвано это тем, что пока на семейном совете не определились, кому именно из братьев быть спикером. К тому же нужно сначала подготовить и раскрутить новую партию, - которая нового спикера и приведет. А кто будет раскручивать? Не секретариат же? Это же означает, что новый спикер (читай, - будущий преемник президента!) сразу же предстанем перед народом совсем неприглядной фигурой - по иному делать пиар секретариат не умеет, только так, что все вокруг смеются и плюются.

Так что у Великого Кормчего - нашего всенародно избранного президента Курманбека Салиевича нынче очень много головной боли. Как избавиться от одиозных и даже вредных фигур в своем окружении? - пусть даже 'в связи с переходом на другую работу'. Как не обострить, а примирить по ходу реформы очень разносторонние и противоречивые интересы своего клана? Да при этом еще выдержать новый благородный имидж человека из народа, идущего в народ, и поступающего ради народа: Трудная задача. А кому сейчас легко? Особенно в президентах? Но раз уж народ кого избрал всенародно, - надо отвечать. . . Теперь будет. Говорят. . .

Обсудить публикацию на форуме

____________________

Борьба за умы киргизов ("Russia Profile", Россия)

Марс Сариев: оппозиция пренебрегла технологиями и проиграла ("Свободный Кыргызстан", Кыргызстан)