Президент Виктор Ющенко вопреки желаниям подавляющего большинства украинцев усиленно продвигает планы включения Украины в состав НАТО. В начале августа он подписал национальную программу по выполнению требований членства в североатлантическом альянсе и дал своему кабинету четыре недели на то, чтобы он представил ему схему реализации этой программы.
Это рискованный с политической точки зрения шаг, который в последнее время стал еще более опасным благодаря деятельности многословного заморского друга президента.
Я имею в виду вице-президента США Джозефа Байдена и его недавнее интервью Wall Street Journal, в котором он нападает на Россию. Этим интервью он, пусть и непреднамеренно, но подорвал шансы Украины на вступление в НАТО.
Украинские политики из антинатовского лагеря, несомненно, ухватятся за это доказательство того, что НАТО является наступательной, а не оборонительной организацией, а также неотъемлемой частью планов США по окружению России и лишению ее статуса великой державы.
Россия рассматривает вступление Украины в НАТО, а также планы размещения системы противоракетной обороны в Польше и Чехии как двойной удар в свое солнечное сплетение. Если эти планы будут реализованы, то потенциал ядерного сдерживания, являющийся ключевым элементом обеспечения безопасности России, будет в значительной мере ослаблен. Европейская часть России с запада, севера и юга окажется в окружении враждебных сил, а славянская и православная восточная часть Европы будет по сути дела раздроблена на части.
Тот, кто считает, будто Москва неправильно истолковывает намерения Вашингтона, должен глубже задуматься над этим в свете вполне очевидной враждебности по отношению к России, которая существует в самых высоких эшелонах власти в США.
В своем интервью вице-президент как будто испытывает удовлетворение от российских экономических бед и демографического спада. Он утверждает, что Соединенные Штаты не заключали с Москвой никаких сделок по поводу вступления Украины в НАТО, и сожалеет о том, что США не оказали более активной поддержки исламским экстремистам в Чечне (и тем самым, упустили шанс создать хаос в ситуации на Кавказе в ущерб России).
Даже заголовок того интервью говорит сам за себя: "Байден заявляет, что ослабленная Россия покорится США". По мнению вице-президента, Россия в силу своей внутренней слабости вкупе с давлением извне (таким, например, как расширение НАТО) встанет на колени и уступит американскому диктату.
Невыраженное открыто стремление Байдена занести Россию в разряд врагов подрывает все усилия пронатовских политиков в Киеве представить членство в альянсе в качестве защитной меры сдерживания агрессии и манифестации суверенитета Украины - ведь они заявляют, что страна сама будет выбирать себе партнеров, и неважно, что говорят об этом находящиеся рядом влиятельные и мощные соседи.
Такая аргументация сомнительна сама по себе. Во-первых, трудно представить, что Соединенные Штаты придут Украине на помощь в случае нападения на нее. Это немыслимо, если агрессор обладает ядерным оружием. Во-вторых, свобода выбора стратегических партнеров - это прекрасно в теории, но североатлантический альянс существует не в вакууме, не в отрыве от геополитических реальностей - точно так же, как и Украина.
В любом случае, нелюбовь Байдена к России роковым образом подрывает оба аргумента. Совершенно очевидно, что если мировоззрение Байдена является отражением образа мышления внешнеполитической элиты Америки (существует масса доказательств того, что именно так оно и есть), то Украина есть ни что иное, как инструмент в руках иностранной державы, с помощью которого она пытается разрушить Россию. В этом нет ничего оборонительного, и национальные интересы Украины никто не будет принимать во внимание. Украину прокатят - на катке без тормозов. Вот вам и манифестация суверенитета.
Откровенность Байдена также навредила украинской заявке на вступление в НАТО в плане отношения к ее членству со стороны ключевых стран-участниц североатлантического альянса. Против принятия Украины в альянс выступают Париж и Берлин, которые не хотят провоцировать Россию, ставить под угрозу поставки российских энергоресурсов через украинскую территорию и в целом создавать кризисную ситуацию на восточной периферии Европы.
Сейчас, в свете последних заявлений вице-президента, они должны осознать, что расширение НАТО в меньшей степени предназначено для укрепления украинского и грузинского суверенитета, и в большей - для активного провоцирования России.
И более того: слова Байдена противоречат попыткам президента Барака Обамы "перезагрузить" взаимоотношения с Россией. Во время июльского саммита в Москве он призывал к "глобальному партнерству" с Россией для решения целого ряда неотложных и жизненно важных проблем. По его словам, он хочет видеть "сильную, мирную и процветающую Россию", которая "по праву занимает свое место великой державы".
Президенту придется принимать решение: будет ли это, говоря его словами, "глобальное партнерство" - светлая надежда на создание пан-европейского концерта держав, который рисовали в своем воображении Рональд Рейган и Михаил Горбачев, или это будут начатые Биллом Клинтоном, продолженные его преемником и не прекращающиеся до сих пор попытки США окружить Россию, а в конечном итоге, расчленить ее.
Вне зависимости от того, что решит президент, ясно одно. "Перезагрузки" в американо-российских отношениях нет, и ее не будет до тех пор, пока Соединенные Штаты не откажутся от своего "марша на восток". Сделав подкоп на пути этого движения, вице-президент непреднамеренно оказал большую услугу всем заинтересованным сторонам.
Соединенные Штаты не должны раздавать гарантии защиты, если не могут их обеспечить. А Украина не должна допускать, чтобы вдоль ее границы с Россией возникали ядерные "растяжки". Не выйдет ничего хорошего из попыток соорудить новую Берлинскую стену в самом сердце Европы.
Если говорить в целом, то политика США в той формулировке, в которой ее излагает президент Обама и госсекретарь Хиллари Клинтон, вполне разумна. У нее две основы:
1. Украина "очень хороший друг" и "стратегический партнер", и ее хрупкий суверенитет вызывает серьезную и вполне законную озабоченность у Соединенных Штатов.
2. Отношения с Россией в последние годы серьезно пострадали, что вызывает большое сожаление и наносит ущерб как США, так и самой России. Давно пора вернуть эти отношения в нужное русло.
Хотя данные цели кажутся противоречащими друг другу, это не совсем так. Когда членство Украины в НАТО станет элементом комплексной политики, проводимой США, никакой "очень хороший друг" Украины не захочет ссорить ее с сильным близким соседом. И никакие усилия по восстановлению отношений с Россией не приведут к успеху, если Соединенные Штаты будут упорно вести курс на ее окружение.
Задача Обамы состоит в том, чтобы найти равновесие между стремлением Украины укрепить свой новообретенный суверенитет и необходимостью улучшить американо-российские отношения до такой степени, когда и Россию можно будет считать "очень хорошим другом" и "стратегическим партнером".
Если Обаме такое удастся, это будет дипломатический триумф высшего порядка. Мы не можем здесь рассматривать все имеющиеся в распоряжении президента средства для достижения этой цели - достаточно лишь сказать, что первым шагом в данном направлении должен стать отказ от расширения НАТО - раз и навсегда.
Энтони Сальвиа работал в администрации Рейгана, а также на "Радио Свободная Европа / Радио Свобода". В настоящее время он является исполнительным директором нью-йоркского Американского института на Украине (American Institute in Ukraine). Эта частная некоммерческая организация занимается исследованием американо-украинских отношений, в частности, вопроса о возможности вступления Украины в североатлантический альянс.
____________________________________________________________
Западный взгляд на Россию ("Stratfor", США)
Что должен был сказать Байден ("The Washington Post", США)