Она стояла в стороне, молча вытирая слезы, а плач скорбящих матерей эхом разносился по спортивному залу школы номер 1 города Беслана.
Но свидетельнице ужасных страданий жертв самого страшного в России террористического акта 36-летней Игине Кусаевой повезло. Пятая годовщина нападения на школу вооруженных боевиков была также 14-м днем рождения ее дочери Изеты.
Свой девятый день рождения девочка провела в невообразимом кошмаре вместе с матерью и братом Фидаром, которому тогда было 4 года. Они были в том самом спортзале, где сейчас стояла Кусаева. Они оказались среди тех 1200 человек, в основном детей, которых в первый день нового учебного года взяли в заложники боевики, действовавшие по приказу печально известного полевого командира Шамиля Басаева.
1 сентября по всей России отмечается как День знаний. Но только не в Беслане. Для этого города в Северной Осетии 1 сентября стало началом мучительного отсчета времени до массовой бойни, которой спустя 52 часа закончилась драма с заложниками, унесшая жизни 344 человек, включая 186 детей.
В 9 часов 15 минут - в момент, когда террористы нанесли свой удар, звучит школьный звонок. В ответ раздается скорбный плач матерей и родственников погибших, которые смотрят на них с фотографий, развешанных на стенах испещренного пулями спортзала.
Кусаева и ее дети были ранены, но им удалось бежать во время перестрелки между бандитами и российскими спецслужбами 3 сентября. Все закончилось тем, что когда боевики подорвали установленные в спортзале взрывные устройства, на заложников рухнула загоревшаяся крыша. "Мы выжили только по воле божьей, - говорит она, поднимая глаза в небо, - мой сын до сих пор просыпается по ночам с криками о том, что все взрывается. Первые несколько лет мы вообще не праздновали день рождения дочери, но сейчас я стараюсь, чтобы этот день был для нее более радостным".
В спортзале по-прежнему висят баскетбольные щиты, на которых боевики развешивали бомбы над головами заложников. Спортивный зал превратился в святилище, через которое проходят сотни скорбящих людей, чтобы оставить там гвоздики и зажечь свечи.
Многие оставляют там бутылки с водой - как символ утешения для жертв трагедии, которым террористы в душном и жарком спортзале не давали ни пить, ни есть. Некоторые заложники начинали пить мочу. А 67-летняя Элла Заразова говорит, что кормила двух своих внуков лепестками цветов, принесенных для учителей, так как знала, что в них содержится влага. Она вместе с 11-летним Зауром выжила в том аду, а вот 10-летний Аслан погиб.
Боль здесь смешивается с горечью недовольства, поскольку многие считают, что Кремль по-прежнему утаивает причины трагедии, покрывая руководство спецслужб. После бесланской трагедии прошло пять лет, а Генеральная прокуратура так и не опубликовала свой отчет.
"Нет никакого прогресса. Они не хотят ничего расследовать, не хотят ничего делать, - говорит председатель комитета "Матери Беслана" Сусанна Дудиева, потерявшая своего 13-летнего сына, - если мы не усвоим уроки того, что произошло, никто из нас не сможет чувствовать, что он в безопасности. Мы не можем быть уверены в том, что не произойдет новый теракт".
Такая опасность вполне реальна в этом регионе, где отмечается всплеск насилия боевиков-исламистов. За прошедшие два месяца в соседних республиках Ингушетии, Чечне и Дагестане погибло как минимум 260 человек. Вчера подрывник-смертник убил одного человека и ранил 13, приведя в действие взрывное устройство в своем автомобиле на милицейском посту в Дагестане. В июне от руки убийц едва не погиб президент Ингушетии. В прошлом месяце еще один террорист-смертник уничтожил 21 человека, подорвав автомашину со взрывчаткой на территории милицейского участка в Ингушетии.
За Беслан не призвали к ответу ни одного представителя силовых структур, хотя обнаружены секретные документы министерства внутренних дел, которые показывают, что чеченские террористы предупреждали руководителей о возможном проведении операции с массовым захватом заложников за две недели до теракта. Приказ об усилении мер безопасности в школах региона был также проигнорирован.
"Людей повысили в званиях, они получили награды, но никого не уволили. Никакого следствия нет. Никто во власти не хочет больше ничего делать с жертвами трагедии", - говорит руководитель другой общественной организации "Голос Беслана" Элла Кесаева.
Вместо этого чиновники пригрозили выдвинуть против нее обвинение в "экстремизме", когда она обвинила высокопоставленное милицейское начальство в некомпетентности при проведении операции по освобождению заложников. Президент Медведев, выступая вчера по случаю начала нового учебного года, даже не упомянул Беслан.
Кто-то обвиняет Владимира Путина, бывшего тогда президентом, говоря о том, что ему надо было активнее пытаться вести переговоры с террористами для освобождения заложников. Он отреагировал на теракт тем, что отменил выборы губернаторов и сосредоточил в своих руках еще больше власти.
"Они должны были говорить с ними. Все говорят, что с террористами нельзя вести переговоры, но ведь там были дети", - говорит отец Аслана и Заура Казбек Заразов, который также был взят в заложники.
Организации жертв Беслана заявляют, что кровавая бойня возникла в результате неумелой попытки преемницы советского КГБ ФСБ взять здание штурмом. "Матери Беслана" нашли в 2007 году видеозапись, на которой видно, как военные ведут по спортзалу огонь из гранатометов, что послужило причиной пожара.
В результате проведенного парламентского расследования спецслужбы были оправданы. Участники расследования сделали вывод о том, что они были вынуждены войти в школу для спасения заложников, потому что террористы открыли огонь. Родственники говорят, что это попытка обелить виновных.
Известен только один террорист, выживший после бесланской трагедии. Это Нурпаши Кулаев, которого в 2006 году приговорили к пожизненному заключению. Многие жертвы заявляют, что в группе террористов было не 32 человека, как утверждают власти в официальных документах, а больше, причем кое-кому из них в результате возникшего хаоса удалось бежать.
___________________________________________________________