После многолетних раздоров Турция и Армения, похоже, готовы восстановить дипломатические отношения. Правда, судя по первоначальной реакции в Армении, этот процесс может натолкнуться на сильное политической противодействие. Наблюдая за ситуацией со стороны, союзник Турции Азербайджан рассчитывает, что Турция сдержит свое слово и не станет устанавливать никаких дипломатических отношений с Арменией до тех пор, пока пограничные с Нагорным Карабахом территории не вернутся под контроль Азербайджана.
Поздно вечером 31 августа внешнеполитические ведомства Армении и Турции при посредничестве Швейцарии объявили о своих планах подписать "в соответствующее время" два протокола о нормализации двусторонних отношений между Арменией и Турцией. Ожидается, что по проектам обоих документов состоятся шестинедельные внутренние политические консультации, после чего оба протокола будут подписаны и "представлены парламентам соответствующих стран … на ратификацию". Армяно-турецкая граница, остававшаяся на замке с 1993 года, будет открыта в течение двух месяцев после вступления означенных протоколов в силу.
1 сентября, выступая перед представителями армянского дипкорпуса, президент страны Серж Саргсян высоко отозвался о протоколах, подчеркнув, что они не содержат положений, на которых настаивала прежде Турция как на непременном условии восстановления связей с Арменией, а именно условия о выводе сил с приграничных с Нагорным Карабахом территорий.
Соединенные Штаты и Франция уже выразили свою поддержку в адрес этого соглашения. Официальной реакции со стороны России пока не последовало.
В своем интервью турецком телеканалу "NTV" от 1 сентября министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу высказался не менее оптимистично. "Мы знаем, что нормализация – это длительный процесс, но каждый подобный процесс начинается с того, что делается первый шаг, которым в данном случае является признание границ", – заявил он.
Давутоглу назвал подобное признание границ "наиважнейшим аспектом добрых отношений между двумя соседями".
Ни одна из армянских политических партий пока не обнародовала своей официальной позиции по вопросу турецко-армянских протоколов, но упор, который сделал Давутоглу на вопросе о признании границ, может стать причиной для беспокойства оппозиционных партий. Многие опасаются, что подобное признание границ подтвердит факт утраты Арменией своих земель, отошедших Турции по договору 1921 года между Анкарой и СССР.
Имеются и другие причины для беспокойства. Как отметил международный секретарь Армянской революционной федерации (Дашнакцутюн) Гиро Маноян, эти протоколы не исключают возможности того, что Турция попытается увязать признание связей с Арменией с процессом карабахского мирного урегулирования.
По словам главы турецкого МИД Давутоглу, "протокол о нормализации отношений не означает, что мы отказываемся от наших принципов в сфере урегулирования карабахского конфликта". Он выразил надежду, что внимание международного сообщества "с этих пор сосредоточится на карабахской проблеме".
Советник по внешнеполитическим вопросам блока Армянского национального конгресса экс-президента Левона Тер-Петросяна, Владимир Карапетян, разделяет обеспокоенность Манояна. Требование о ратификации протоколов после их подписание означает, что турецкий парламент сможет до бесконечности откладывать процесс нормализации, увязывая ратификацию протоколов с процессом урегулирования нагорно-карабахского конфликта, считает он.
Армянское законодательство не требует ратификации документов для установления дипломатических отношений.
Оба представителя оппозиции усматривают возможные сложности и в требовании о создании "подкомиссии по историческому измерению".
"Если Турция заинтересована в том, чтобы раскрыть историческую правду, ей бы лучше создать благоприятную атмосферу для обсуждения проблемы геноцида в своей собственной стране, – полагает Маноян. – Можно также обсудить эту проблему со специалистами из других стран. Армения же тут не при чем".
В опубликованном 31 августа интервью "Би-би-си" Серж Саргсян отметил, что проблема геноцида – это такой вопрос, где "компромиссы невозможны". Выступая 1 сентября перед представителями армянского дипкорпуса, он лишь заметил, что "исторические проблемы" будут обсуждаться в рамках межправительственной подкомиссии, а не комиссии историков, как раньше предлагала Турция.
Между тем на горизонте начали вырисовываться и другие "исторические проблемы". Турция закрыла свою границу с Арменией в поддержку Азербайджана в его конфликте с Арменией и армянскими сепаратистскими силами из-за Нагорного Карабаха 1988-1994 гг.
1 сентября сообщения о протоколах стало новостью номер один в Азербайджане, и официальная реакция не заставила себя ждать.
Назвав решение страны строить отношения со своим соседом "суверенным правом" государства, официальный представитель министерства иностранных дел Эльхан Полухов сообщил EurasiaNet, что вопрос о протоколах "напрямую затрагивает национальные интересы Азербайджана, и открытие турецко-армянской границы без урегулирования нагорно-карабахского конфликта идет вразрез с этими интересами".
Представители азербайджанского МИД находятся в "постоянном контакте" со своими турецкими коллегами по вопросу протокола и нагорно-карабахских дискуссий, добавил он. По словам Полухова, реакция Баку на сообщения о процессе примирения опирается на слова премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который 14 мая в своем выступлении перед азербайджанскими парламентариями отметил, что "граница между Турцией и Арменией будет открыта лишь после полного освобождения оккупированных азербайджанских территорий".
Глава бакинского центра политических исследований "Атлас" Эльхан Шахиноглу полагает, что Анкара уже согласовала с Баку вопрос о своем соглашении с Арменией.
За два дня до опубликования протоколов, а именно 29 августа, замминистра иностранных дел Турции Фиридун Ширинлиоглу и специальный посланник президента Турции посол Унал Чевикоз побывали в Баку и встретились с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.
"Так что Баку, вполне вероятно, дал свое согласие. Иначе Турция бы не рискнула испортить отношения с Азербайджаном", – отмечает Шахиноглу. Помимо тесных национально-культурных уз, эти страны связывают общие стратегические интересы в топливно-энергетической сфере.
Если Баку согласился с позицией Турции, это может свидетельствовать о том, что администрация Алиева питает надежду на достижение до конца года прорыва в в нагорно-карабахских переговорах, полагает эксперт.
Эту оценку разделяет и один высокопоставленный депутат от правящей азербайджанской партии "Ени Азербайджан".
Зампредседателя парламентского комитета по обороне и безопасности Айдын Мирзазаде назвал переговоры о турецко-армянском сближении и обсуждения, состоявшиеся между Ильхамом Алиевым и президентом Армении Сержем Саргсяном по вопросу Нагорного Карабаха, "тесно взаимосвязанными", сообщает агентство Day.az.
А вот Вафа Гулузаде, являвшийся посланником Азербайджана в нагорно-карабахских переговорах при покойном президента Гейдаре Алиеве, предостерегает, что "улучшение отношений без урегулирования карабахского конфликта негативно отразится на отношениях между Анкарой и Баку". Правда, по одному пункту все страны – Армения, Турция и Азербайджан – могут сойтись с легкостью. "Трудно сказать, как ситуация будет развиваться дальше, даже в краткосрочной перспективе", – говорит аналитик Эльхан Шахиноглу.
Арутюн Хачатрян является редактором и независимым журналистом из Еревана. Шахин Аббасов – независимый журналист из Баку и член правления Института Открытое Общество" – Азербайджан.