Сегодня уже ровно 41 год (статья опубликована 25 августа 2009 года - прим. перев.), как 25 августа 1968 года на Красную площадь вышли семь человек с плакатами, на которых было написано 'At' žije svobodné a nezávislé Československo!' ('Пусть живет свободная и независимая Чехословакия!'), 'Руки прочь от ЧССР!', 'Позор оккупантам!'.
Советская оккупация воспитала в Чехословакии отвращение не только к ставленникам из СССР, но и к России и русским в целом. После акции протеста на Красной площади у нас стали говорить, что теперь есть семь причин, почему мы не имеем права возненавидеть Россию. У этих причин есть имена: Лариса Богораз, Константин Бабицкий, Вадим Делоне, Владимир Дремлюга, Виктор Файнберг, Наталья Горбаневская и Павел Литвинов.
И хотя любовь к СССР в Чехословакии уже больше не возродилась, у нас не было такой злобы по отношению к России, как в Венгрии и Польше.
Семь человек с Красной площади несколько лет были в заключении. Горбаневская в психиатрической больнице. Еще в августе она все описала в письме. На каникулах, разбирая документы, я нашел его чешский перевод в самиздатовском журнале 'Levý odboj' за сентябрь 1969 года.
Протестов в СССР было больше, было больше и преследований, и гонений. Порабощение Чехословакии, которая хотела социализма и свободы, не один год сказывалось на деятельности оппозиционного движения в России.
Позже это позволило чехословацким активистам наладить контакты с советской оппозицией. Журналы перевозили контрабандой, переводили книги, находились люди, которые ездили в СССР и могли поговорить с советскими друзьями. И все это потом обсуждалось в пражских квартирах.
За год до ноября 1989 года журналисты из польской 'Solidarność', литовского 'Sojudis' и из 'Хартии 77' объединились с редакторами московского самиздатовского бюллетеня 'Хроника текущих событий', создав восточноевропейское информационное агентство. Теперь они работали уже под своими именами, звонили и даже посылали факсы.
К сотрудничеству привело не просто желание объединиться, мы любили Россию. Когда в 1978 году перед показом прекрасного фильма 'Гори, гори, моя звезда' с Олегом Табаковым мы считали пришедших в кинотеатр зрителей (чтобы показ состоялся, их должно было быть как минимум 15), оказалось, что из 18 присутствующих в зале половина - сторонники 'Хартии 77'.
В 1990 году у нас не было антироссийских настроений. Сейчас все иначе, все повернулось против России.
Несколько лет мы слушали о 'бое за свободу' чеченских исламистов. В августе прошлого года Россия, видите ли, спровоцировала нападение Грузии на Южную Осетию, хотя она отделилась от Грузии еще в ноябре 1990 года и провозгласила себя республикой СССР. В январе этого года России опять чуть не досталось за то, что украинцы воровали российский газ.
В отличие от Вацлава Гавела, я считаю, что Россия в принципе демократическая страна, хотя и с рядом оговорок. А о них необходимо писать уже хотя бы потому, что дьявол кроется в деталях. Порядочный и уважающий себя комментатор здесь даже Путина не может критиковать (и было бы за что) - с такой злобой набрасываются на него СМИ. Особенно перед выборами, когда всем нам свято обещают уберечь нас от коммунизма и социальной демократии.