СМИ Грузии
В интервью агентству GHN по случаю годовщины признания Россией Абхазии и Южной Осетии эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе заявил, что это признание связывает с вопросом Косово. По его словам, причиной признания независимости Абхазии и Южной Осетии со стороны России было не столько реагирование на действия грузинских властей, сколько ответом на действия Запада.
Говоря о том, что приобрела и что потеряла Россия этим признанием, Арешидзе считает, что Москва, с одной стороны, показала всему миру свой сильный кулак. Показала, что мало считается с международным содружеством, и, что главное, 'проводит свое', несмотря на то, что это не признает грузинская политическая элита. 'Может быть, со мной кто-то и поспорит, что в долгосрочной перспективе не сможет 'провести свое', но это из области гадания и никто не знает, что произойдет в конечном итоге', - говорит эксперт. Кроме того, по его словам, в достигнутых результатах Россия также может считать то, что она всем кавказским народам показала, что в случае неповиновения будут наказаны все, как это в свое время случилось с Чечней.
Что касается того, что потеряла Россия, Арешидзе говорит, что Россия стала ненадежным игроком. Например, в связи с признанием конфликтных регионов Грузии довольно серьезное несогласие появилось в пространстве СНГ, особенно в рамках ОДКБ, где члены организации, в том числе Белоруссия, Казахстан, Армения, несмотря на то, что считаются стратегическими союзниками России, отказались от признания независимости Абхазии и Цхинвали: 'Это серьезный удар для России'.
С другой стороны, по словам эксперта, такие действия России дали возможность Западу, чтобы 'ввести кулуарные санкции против Москвы'. Например, он считает, что часть экономического кризиса искусственно инспирирована Западом. 'Факт, что тема стоимости нефти создана искусственно Западом для укрощения России и некоторых других стран. Именно это обстоятельство обусловило экономический кризис России', - говорит Арешидзе.
Кроме того, по его мнению, Запад старается воспользоваться ошибками России и за их счет решить свои задачи, хотя он недоволен тем, что Запад недостаточно активен в этом направлении. 'В общем можно сказать, что на Западе ослабла позиция тех политиков, которые считали, что усмирить Россию возможно с помощью дружбы и хороших отношений. Усилилась позиция тех политиков, которые думают, что Россию надо наказать, но нельзя ее уничтожить, так как Западу Россия нужна для своих интересов, например, для сбалансирования Китая', - отметил он.
В конечном итоге Арешидзе считает, что признанием Абхазии и Южной Осетии, с точки зрения долгосрочной перспективы, Россия набрала больше минусов, чем плюсов, однако, это не означает, что положение Грузии от этого улучшится. К тому же, по его мнению, все, что произошло с Грузией, 'было инспирировано кулуарной политикой некоторых западных стран'.
В сентябре закончилась четырехлетняя деятельность чрезвычайного и полномочного посла Соединенных Штатов Америки в Грузии Джона Теффта. Газета '24 саати' взяла интервью у посла, в котором он высказал мнение, что Грузия для Соединенных Штатов всегда была интересной страной. По этому вопросу, отметил дипломат, довольно точно высказался вице-президент Байден во время своего выступления: 'Грузия стала моделью демократии и верховенства закона рыночной экономики в постсоветских странах'. По словам Теффта, Грузия важная страна из-за своей транзитной функции, что выражается в возможностях трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан и других важных трубопроводов. Грузия важная страна, как партнер для США и Европы. "Мы и наши европейские союзники Грузию считаем партнером. Это было выражено и на бухарестском саммите НАТО, где было сказано, что Грузия станет членом НАТО. Это также выражается в отношениях между Грузией и Европой", - заявил дипломат. Теффт серьезно относится к решениям бухарестского саммита НАТО о том, что Грузия и Украина могут стать членами НАТО. Как и как быстро это случится, это отдельная тема и сейчас об этом трудно говорить. Внешняя политика, которую избрала Грузия, это тот курс, который, в первую очередь, поддерживает большинство населения Грузии. Это не выбор правительства, это тот выбор, который сделали граждане Грузии. "В этом мы убеждаемся каждый день, - подчеркивает Теффт, - когда видим количество студентов, которые для следующего этапа своего образования выбирают Америку или Европу. Несмотря на смену администрации в США, несмотря на то, во власти стоят демократы или республиканцы, в отношении Грузии настрой администрации Америки не меняется, и не только в отношении Грузии, а в отношении других постсоветских странах тоже. Об этом президент Обама заявил в Москве, вице-президент - в Грузии, а госсекретарь Клинтон - в целом ряде своих заявлений".
СМИ Армении
Выбор срока для подписания армяно-турецких протоколов довольно сомнителен. Что мешало выбрать для внутриполитических консультаций, к примеру, месяц, два месяца или же другой срок? Выбор пал на шесть недель, который завершается 13 октября - в день подписания Карского договора. А 9 октября состоится заседание глав стран-членов СНГ. Здесь есть какой-то символизм, и турецкие СИ постоянно пишут об этом, заявил газете 'Аравот' депутат парламента Нагорно-Карабахской Республики Ваграм Атанесян. По его словам, в Нагорном Карабахе не особо воодушевлены перспективой улучшения армяно-турецких отношений. Атанесян особо отметил, что турки ни при каких обстоятельствах не обидят своих братьев и не могут не удовлетворить притязания Азербайджана. 'Турция имеет предвзятое отношение к армянскому народу и армянской государственности. Я бы хотел, чтобы армянская дипломатия достигла того, чтобы Турция открыла границы с Арменией при нынешней фактической ситуации без учета принципиального согласия между Арменией и Азербайджаном в вопросе Нагорного Карабаха. Это бы означало, что Турция действительно нейтральна и готова обсудить интересы армянских сторон по карабахскому вопросу', - сказал Атанесян.
Газета 'Иравунк' высказывает мнение, что Турция еще сама не определилась, довести ли до логического завершения процесс армяно-турецких отношений или нет. С одной стороны турецкое общество не готово к реальным отношениям, а политические радикальные силы против улучшения отношений 'ценой Карабаха'. С другой стороны, турецкая элита пока пытается держаться в рамках договоренностей, достигнутых с армянской стороной, и не терять лица перед международным сообществом. Вообще, Турция всегда пытается балансировать в болезненных для себя вопросах, в том числе курдском, кипрском, армянском. Премьер-министр этой страны Реджеп Тайип Эрдоган пытается получить поддержку курдских общественных и политических сил, в частности, крупнейшей политической силы - партии 'Демократическое общество' (DTP). В свою очередь, турецкая пресса не жалеет усилий, чтобы рассказать о 'теплых взаимоотношениях' турецкого правительства и курдских лидеров. В частности, турецкая газета 'Радикал' пишет, что отбывающий пожизненное заключение лидер курдов Абдулла Оджалан посредством своих адвокатов передал правительству Турции 760-страничную 'дорожную карту' урегулирования курдского вопроса. Что-то не верится, что Оджалан сам написал данный трактат и передал руководству тюрьмы, которое, в свою очередь, великодушно передало его в точности властям страны. Нынешняя ситуация с демократией дает повод для серьезных сомнений. Наивно полагать, что Турция намерена решить курдский вопрос, поскольку правительство этой страны почти всегда ограничивается лишь обещаниями.
Не надо воодушевляться, но и в панику впадать не надо, пишет газета 'Азг', отмечая преимущества и угрозы открытия армяно-турецкой границы и установления дипотношений. По части угроз, газета отмечается, что у нашей страны и народа нет опыта поддерживать на равных отношения с несоизмеримо более сильной страной, следовательно, с точки дипломатической, политической, экономической и психологической точек зрения наше государство и народ не готовы к подобным переломным изменениям. Наша экономика совершенно беззащитна перед иностранной экономической экспансией. Наше законодательство, наши таможенные и судебные системы не готовы защищать интересы собственного производителя, тем более, что турки прекрасно себя чувствуют в такой коррумпированной среде, как наша. Другая группа угроз касается карабахского вопроса. Правда, в соглашении об этом не говорится, но нормализация армяно-турецких отношений освободит Турции руки для разного рода вмешательства, хотя бы и: дружественного. Но с психологической точки зрения, как и с точки зрения проводимой по сей день национальной политики, сильнейший удар будет нанесен Ай Дату (Армянский вопрос). Таким соглашением Турция, фактически, принуждает нас отказаться от осуществления Большой мечты и, как минимум, вбивает клин между Арменией и Диаспорой, народом и властями.
_______________
Обзор СМИ Армении и Азербайджана (02.09) ("ИноСМИ", Россия)
Обзор СМИ Армении (01.09) ("ИноСМИ", Россия)