Несмотря на провальные результаты опросов (в большинстве случаев - низкие, однозначные цифры), президент Виктор Ющенко не лишил себя удовольствия продолжить свой любимый проект по вступлению Украины в НАТО любой ценой.
7 августа он подписал указ об утверждении так называемой 'Годовой национальной программы' с целью выполнения требований по вступлению в НАТО касательно 'вопросов внутренней политики, внешней политики и политики безопасности, реформы секторов обороны и безопасности, общедоступной информации, экономических и правовых вопросов и информационной безопасности'. Президент дал указ своему кабинету в месячный срок разработать план мероприятий по выполнению данной программы.
Может показаться, что Украина готовится ко вступлению в НАТО. Но сообщили ли об этом самим украинцам?
Удивительно, но президент продвигает план, который может затронуть национальную, региональную и даже мировую безопасность при полном отсутствии какого-либо консенсуса для вступления в какой-либо альянс, не говоря уже об альянсе, который натянет вдоль украинско-российской границы ядерную проволоку.
Сложно понять, как после пяти лет у власти, Ющенко может претендовать на какую-либо поддержку своих действий у избирателей. Ни он, ни предвыборная платформа его партии. Более того, все опросы общественного мнения показывают сильное и настойчивое противостояние вступлению Украины в Североатлантический альянс.
11 августа президент России Дмитрий Медведев, отреагировал резким письмом на действия своего украинского коллеги, в котором он обвинял Киев в следовании анти-российскому курсу и открыто объявил, что вступление Украины в НАТО недопустимо.
21 августа генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен повысил ставки, подписав документ с послом Украины при НАТО Игорем Сагачем. Данный документ отводит комиссии Украина-НАТО ключевую роль в содействии Киеву при подготовки к вступлению в Альянс. В пресс-релизе, выпущенном по случаю подписания данного документа, есть четкое напоминание о том, что на ежегодном саммите НАТО в 2008 было согласовано решение о вступлении Украины в Альянс, и, таким образом, подчеркивается, что Украина находится на пути к членству в НАТО.
Таким образом, Киев и руководство НАТО хотели бы иметь следующее: комиссию Украина-НАТО и сопутствующую Годовую национальную программу, что является функциональным эквивалентом Плану действий по подготовке к членству в НАТО (МАП) - формальному приглашению членов НАТО в Альянс и стандартным первым шагом на пути к присоединению. В таком случае это станет новостью для многих стран-членов НАТО, особенно для Франции и Германии, которые открыто отказались голосовать за присоединение Киева к МАП.
Здесь необходимо привести некоторые факты из истории. Во время саммита НАТО в 2008 г. в Бухаресте Франция и Германия убедили другие государства отвергнуть настойчивые требования США о присоединении Украины к МАП, потому что они не хотели накалять обстановку на восточной периферии Европы. Таким образом, чтобы спасти репутацию, США и Украина вместо этого выбрали Годовую национальную программу, которая устанавливает критерии членства и средства оценки результатов их достижения на протяжении всего времени. На саммите также отстояли перспективу того, что Украина 'станет членом НАТО'. Это была самая лучшая сделка, которую могла бы получить администрация Буша.
Ко времени следующих собраний НАТО (годом позже в Страсбурге и Келе), противостояние Франции и Германии вступлению Украины в Альянс настолько усилилось, что Вашингтон не осмелился поднять этот вопрос.
Что произошло между саммитами в Бухаресте и Страсбурге в апреле 2008 г. и апреле 2009 соответственно, что сделало Париж и Берлин как никогда бескомпромиссными? Несколько вещей: банкротство Lehman Brothers, смена администрации в Вашингтоне, возобновление газовых войн между Россией и Украиной, но главное - нападение Грузии на столицу Южной Осетии Цхинвали.
Если бы Украина и Грузия входили в НАТО - как на это надеялись Ющенко, грузинский президент Саакашвили и бывший президент США Дж. Буш - когда Россия оттеснила грузинские войска назад в Грузию, Европа могла бы быть втянута в конфликт, на основании Статьи 5 Североатлантического договора, согласно которой нападение на одного члена Альянса считается нападением на весь Альянс. Хотя Европа наверняка бы не отправила свои войска, последствия были бы масштабными и неизбежными.
Европа, как и Украина, избежала пули. Если бы Киев, будучи членом НАТО, вступил в войну в защиту Грузии, внутри страны возникло бы политическое напряжение, которое угрожало бы национальному единству, поскольку некоторые украинцы (в основном в западной части страны) поддерживают вступление в войну, в то время как другие (в основном в восточной части страны) против этого. Страну могла бы ожидать абсурдная и трагическая перспектива быть расколотой по регионам/этническим областям, в попытке спасти Грузию от той же участи!
Таким образом, продолжающиеся отказы Франции, Германии и других членов Альянса поддержать вступление Украины объясняются трезвой оценкой реалий региональной и паневропейской безопасности и в немалой степени мотивированы заботой о благополучии Украины. Хотелось бы, чтобы и Украина проявила подобное благоразумие.
Когда президентский срок Ющенко закончится, украинцы потребуют от всех кандидатов в президенты прозрачности по этому жизненно важному вопросу. Одно дело - отстаивать и бороться за вступление Украины в НАТО, и совершенно другое - действовать так, будто решение уже принято и вовлекать Украину в паутину обязательств для достижения этого результата.
Ясно, что украинцы не хотят иметь какого-либо отношения к НАТО, и их позиция не изменится. Потому что они реалистично оценивают национальный интерес Украины. Это хорошо для Украины и для США. Американцы ни грамма не заинтересованы в воздвижении новой Берлинской стены в центре Европы, а украинцы - в том, чтобы за ней жить.
Вопрос для украинских избирателей следующий: кто из кандидатов уважает мнение народа?
Они также должны спросить премьер-министра Юлию Тимошенко, бывшего премьер-министра Виктора Януковича и бывшего спикера Верховной Рады Арсения Яценюка: какова ваша позиция по вопросу вступлению Украины в НАТО? Если вы против этого, что вы сделаете, чтобы навсегда закрыть этот вопрос?
Энтони Т. Салвиа работал в администрации Рейгана и на Radio Free Europe/Radio Liberty. В настоящее время занимает пост исполнительного директора Американского института в Украине. Частная американская некоммерческая организация занимается вопросами американско-украинских отношений, в частности возможного вступления Украины в Североатлантический Альянс.
Редакция ИноСМИ благодарит Елену Махортову за любезно предоставленный перевод