Узбекистан, отметивший во вторник свой 18 день рождения, считается одним из самых репрессивных обществ мира - и не без причины.
Человек, которого большинство узбеков выбрали своим национальным символом, известен в мире под именем Тамерлан. Этот завоеватель 14-го века оставил за собой настолько кровавый след, что Адольф Гитлер на его фоне выглядит святым. Несмотря на это в центре Ташкента - столицы Узбекистана - стоит конная статуя Тамерлана, на государственном флаге страны присутствует цвет его знамени, а его лицо украшает самые крупные узбекские банкноты.
Президент Узбекистана Ислам Каримов, который и сам славится жестокостью, любит сравнивать себя с мусульманским завоевателем.
Тамерлан, позднее получивший прозвище 'бича Божьего', родился в 1336 году близь расположенного на Великом шелковом пути города Самарканда. Захватив власть в среднеазиатском татарском племени (так в тексте, - прим. перев.), происходящем от Чингиз-хана - прославленного императора монголов, который опустошил в 13 веке Центральную Азию, - он создал огромную азиатскую империю, простиравшуюся от Индии до Турции.
Тамерлан завершил работу, начатую за сто лет до него его предшественником, превратив в руины известнейшие города того времени - достаточно назвать Анкару, Дели, Дамаск, Балх, Алеппо, Сарай, Тану, Ургенч и Исфахан. Его фирменным знаком были горы черепов, которые его воины, уходя, оставляли как напоминание. Речь идет не о каких-то там сотнях убитых - нет, только в одном Багдаде его армия отсекла 90 000 голов.
Миллионы несчастных, оставшихся на милость войск Тамерлана, завоеватели хоронили заживо, насиловали, вешали, замуровывали в стены, разрубали надвое, топтали конями и разрывали на куски. Женщин и детей вырезали или угоняли в рабство. В этой культуре пленным не стоило ждать милости. Разграблялись и сжигались дотла целые города.
Только на прошлой неделе я закончила читать книгу про эти события. Она называется 'Тамерлан: меч ислама, покоритель мира' ('Tamerlane: Sword of Islam, Conqueror of the World'), написал ее путешественник Джастин Мароцци (Justin Marozzi). Я купила ее в 2007 году перед поездкой в Казахстан - степной регион, расположенный недалеко от родины Тамерлана. В надежде увидеть знаменитые города Шелкового пути - Самарканд и Бухару, я тогда обратилась за визой и в узбекское посольство, но мне отказали - авторитарный режим не хочет пускать в страну таких журналистов, как я.
Как указывает г-н Мароцци, Тамерлан плохо известен на Западе. Это позор - люди Запада должны знать о человеке, практически единолично ответственном за коллапс Центральной Азии в то время, когда ее города и цивилизации значительно опережали по развитию Европу. В 1394 году неудачей закончился последний Крестовый поход, чума выкосила 25 миллионов европейце, а ислам, наоборот, находился на подъеме.
Занятно, что исламский мир, 600 лет подряд чернящий Крестовые походы, крайне редко критикует завоевателя, армии которого перебили 17 миллионов человек. Причем, хотя Тамерлан убивал, конечно, и 'неверных' христиан в России и в Грузии, а также перерезал 100 000 индусов во время своего похода на Индию, в основном его жертвами были другие мусульмане.
Узбеки не замечают преступлений Тамерлана, пишет автор. Они предпочитают считать его великим защитником веры и отцом новой нации. Кстати, концепцией джихада тогда умели манипулировать не хуже, чем сейчас, и точно также тех, кто ей пользовался, не волновало, если у них на пути случайно оказывались простые мусульмане: в конце концов погибшие невинно идут прямиком в рай, так зачем же о них тревожиться?
В Узбекистане говорят, что от могилы завоевателя в Самарканде до сих пор исходит его мистическая энергия. Новобрачные приходят к его статуям, чтобы получить благословение брака. Не удивительно, что с точки зрения прав человека страна представляет собой кошмарное зрелище - ведь Тамерлан ни в коем случае не хотел бы, чтобы было по-другому.
___________________________________________________________