Обнародованные протоколы о нормализации армяно-турецких отношений вызвали неоднозначную реакцию в Армении. Если главные переговорщики в лице МИД считают, что протоколы соответствуют интересам Армении, то их оппоненты, в лице прежде всего АРФ "Дашнакцутюн", утверждают, что в протоколах есть ряд положений, не отвечающих национальным интересам Армении, а потому выступают либо за изменение этих пунктов, либо против подписания протоколов в том виде, в каком они представлены. Как будет развиваться эта полемика, к чему она приведет, все мы будем свидетелями в течение ближайшего времени.
Но сейчас хотелось бы затронуть другую тему - тему реакции международного сообщества, точнее, международных структур. Кто только не выступает с заявлениями в поддержку обнародованной "дорожной карты"! С заявлениями, напоминающими бурные аплодисменты, переходящими в овацию. И страны - сопредседатели Минской группы в лице России, США и Франции, и все мыслимые европейские структуры в лице ЕС, Еврокомиссии, Евросовета, ОБСЕ, ОДКБ и т.д.
Казалось бы, что в этом плохого? Но тут есть один весьма существенный нюанс. Известно, что главная цель протоколов, цель, которая активно лоббируется указанными структурами, заключается в установлении дипломатических отношений между Арменией и Турцией и открытии армяно-турецкой границы. И всем известно, что вовсе не Армения закрыла границу, а Турция. Всем известно, что не Армения препятствовала установлению дипломатических отношений между двумя странами, а Турция - своими в подробностях растиражированными предусловиями. Одним словом, вся проблема в нормализации армяно-турецких отношений заключалась в том, что Турция не собиралась их нормализовывать...
Таким образом, все аплодисменты, которые мы сегодня слышим со стороны международного сообщества, адресованы по сути одной стороне - турецкой. Дескать, какая нынешняя Турция хорошая, что решила сделать "широкий жест" и пойти на нормализацию отношений с Арменией! . . Хотя на самом деле Турция ничего особо не сделала, она просто заявила о своем согласии, и то предварительном, и то с околичностями, говорить с Арменией на цивилизованном языке, а не на языке янычаров.
Подобная реакция международных структур может сослужить дурную службу - укрепить Турцию во мнении, что она действительно делает Армении большое одолжение. Ведь никто, скажем, в своих заявлениях не говорит о том, что Турция давно обязана была пойти на эти шаги. Как отметил на митинге "Дашнакцутюн" Ваан Ованнисян, сегодня мало кто вспоминает, что Серж Саркисян пригласил Абдуллу Гюля в Ереван, все говорят о том, какой, дескать, смелый шаг совершил Гюль, посетив столицу Армении... Точно так же можно сказать, что сегодня никто не говорит о том, что для установления добрососедских отношений официальный Ереван не стал выдвигать требование признания Анкарой факта Геноцида армян в Османской империи. Говорят о том, что Турция нашла в себе "мужество" не упоминать о Карабахе в протоколах, которые касаются отношений двух других стран региона...
Таким образом, Анкара опять набрала очки в глазах международного сообщества, хотя конкретного прогресса пока нет и нет никаких гарантий, что турецкий парламент ратифицирует эти протоколы, которые, повторим, многие в Армении считают противоречащими интересам Армении. Но даже для ратификации протоколов в том виде, в каком они представлены сейчас, Турция попытается выторговать себе очередную порцию политических дивидендов и восторженные вопли международных структур, что очевидно на руку очередному витку турецкой политики дипломатического шантажа...
Собственно, этот процесс дипломатического шантажа уже идет: первое, что сделал глава МИД Турции Ахмет Давутоглу после обнародования протоколов, это позвонил главам МИД стран - сопредседателей Минской группы ОБСЕ и попросил их активизировать усилия по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, и, согласно сообщениям информагентств, коллеги Давутоглу ему это пообещали... Каким видится карабахское урегулирование Анкаре, пояснять не будем.
Так что у экспертов есть все основания предполагать, что в ближайшее время на политическое руководство Армении усилится не только внутреннее давление противников подписания известных протоколов. На Армению усилится и давление со стороны международных структур, которые попытаются "выбить" у Армении очередную порцию уступок по карабахскому вопросу, чтобы, не дай бог, турецкий парламент вдруг не заартачился и не отказался ратифицировать протоколы...
Преследует мысль, что все это мы уже когда-то проходили. И нечто подобное уже было, когда в начале прошлого века и Европа, и США, и Россия вместо того, чтобы однозначно потребовать от Турции реализации Севрского договора, вели с Турцией политику заигрывания и ублажения, что в итоге обернулось новыми потерями для молодой армянской государственности... Не подобное ли происходило в преддверии Второй мировой войны, когда некоторые европейские страны и уже СССР, казалось, вступили в состязание друг с другом, кто хитрее будет заигрывать с Гитлером, что в итоге обернулось многомиллионными людскими потерями и для Европы, и для республик Советского Союза.
Казалось бы, история учит, что политике дипломатического шантажа нельзя поддаваться ни в коем случае: известно, что один удачный шантаж вызывает неистребимое желание снова воспользоваться любимым приемом. Но, похоже, на самом деле история ничему не учит... И, выразив сегодня свое дружное восхищение турецкой "продвинутостью" и "цивилизованностью", те же международные структуры закроют глаза на то, что Анкара в очередной раз попытается все спустить на тормозах, прикрываясь "неуступчивостью" армянской стороны, в частности, в карабахском вопросе и необходимостью защиты интересов братского Азербайджана...
__________
Соглашение о примирении с Турцией провоцирует скандал в Армении и Азербайджане ("EurasiaNet", США)
Турецко-армянские отношения под углом 'футбольной дипломатии' ("Geopolitika", Литва)