В российских вооруженных силах дела обстоят не совсем хорошо. Насилие (офицеры и прапорщики бьют солдат, а солдаты - друг друга) и коррупция (в прошлом году за нее осуждено более пятисот офицеров) продолжают расти. За этот год на миллион военнослужащих зафиксирована сто восемьдесят одна смерть в небоевой обстановке; в основном это самоубийства и последствия небрежного обращения с оружием. Часть смертей объясняется плохой подготовкой, но зачастую люди погибают пьяными. Сотни офицеров ежегодно подвергаются судебному преследованию за физическое насилие над солдатами; еще больше происходит случаев причинения повреждений солдатами друг другу, обычно в качестве попытки запугать. Только из-за всего этого тысячи солдат ежегодно нуждаются в медицинской помощи.
В то же самое время вооруженные силы России переживают период масштабнейшей реорганизации, в ходе которой будут уволены или отправлены в отставку более ста двадцати тысяч офицеров (останется еще более двухсот тысяч) и сокращены тысячи штабов (которые и были рабочим местом многих попавших под сокращение). Теперь главным подразделением армии станет бригада, а не дивизия (как было уже больше ста лет). Большинство стран Запада уже перешло на бригадную схему комплектования армии, и Россия тоже рассматривала такую возможность еще до 1989 года, когда закончилась "холодная война". Срок службы по призыву сокращается с двух лет до одного; это означает, что для поддержания численности состава придется призвать в армию большее число людей. Но все большее и большее число потенциальных призывников оказываются наркоманами, уголовниками или просто хлюпиками. Наркоманов обычно признают безнадежными, но бандитов и сопляков еще можно пустить в дело; к сожалению, дело это оканчивается тем, что бандиты бьют и хлюпиков, и вообще всех, кто кажется им слабым.
Россия стремится иметь полностью контрактную армию, но на замену всех призывников контрактниками (они боеспособнее, но им надо больше платить) не хватает денег. Но сначала нужно подготовить достаточное количество сержантов. После Второй мировой войны Россия сознательно не готовила профессиональных сержантов, предпочитая обходиться силами офицеров практически для всех задач по надзору за солдатами. Сержанты в армии были, но их было немного, и доверяли им немногим больше, чем солдатам, почти не давая никакой реальной власти. А поскольку офицеры не живут в одних казармах с солдатами, ослабление дисциплины привело к свирепым проявлениям дедовщины и эксплуатации младших военнослужащих старшими (или более сильными и безжалостными). Следствием этого является крайне низкий уровень боевого духа, большое число самоубийств, краж, случаев саботажа и дезертирства. Существование проблемы давно признают, но ни одно из предложенных решений пользы не принесло.
В девяностые годы, когда военный бюджет был урезан более чем на две трети, большинство лучших офицеров покинуло армию искать счастья в условиях рыночной экономики. В результате множество кадровых офицеров лишилось всяких перспектив карьерного роста и обратилось к незаконным методам пополнения своих скудных доходов. Коррупция вышла из-под контроля, и до сих пор никто с этим ничего не сделал.
Дедовщина и коррупция в армии - вопрос сложный. Во-первых, в России нет аналога военной полиции, которая могла бы следить за этим. В советский период (1921-91 гг.) за преступной деятельностью в армии следило КГБ, но эту организацию больше интересовали вопросы государственных измен и шпионажа. Насилие и дедовщина не казались тогда очень уж серьезной проблемой. Сейчас все изменилось, так как у россиян появилось право голоса, а родители молодых ребят, вынужденных терпеть издевательства во время прохождения срочной службы, стали поднимать по этому поводу большой шум. Налогоплательщики тоже стали больше интересоваться тем, чем занимаются в армии на их деньги.
Но чтобы в армии произошли какие бы то ни было осмысленные перемены, необходимы кардинальные кадровые перестановки на самой верхушке. Сначала надо избавиться от самых беспокойных и самых непроизводительных офицеров. Далее, из существующих бюджетных статей на содержание персонала надо найти деньги на укомплектование армии большим числом сержантов и служащих по контракту. Похоже, что обе проблемы можно решить лишь одним путем - уволив большую часть служащих офицеров.
Среди принятых мер эффективной представляется установка на военных базах видеокамер. Записи на них не стираются, а значит, их можно использовать как доказательство в суде (за преступление солдат может угодить в тюрьму, а туда никто не хочет, даже самые крутые). Но в долгосрочном периоде можно было бы добиться еще большей пользы, если бы удалось убедить всех офицеров, что благополучие солдат - вещь очень, очень важная. И в первую очередь необходимо искоренить традиции коррупции в офицерской среде, а это будет очень и очень трудно.
___________________________________________________________
Реформа российской армии в кольце проблем ("BBCRussian.com", Великобритания)
Армия сырого материала ("Radio Free Europe / Radio Liberty", США)