Говорят, что в XXI веке у каждого человека будут свои пятнадцать минут славы. Похоже, доктор Страусс 'прославился' на много жизней вперед. Новость об эстонском враче, который швырнул паспорт русского мальчика в мусорное ведро, облетела эстонские, российские, а также другие иностранные СМИ.
В прошлое воскресенье, 30 августа, на прием к врачу травмопункта Ида-Вируской центральной больницы четырнадцатилетнего Дмитрия привез отец. Мальчик сильно ушиб ногу и почти не мог на нее наступать. Принял больного дежурный врач-ортопед Эйки Страусс.
'Когда мой сын зашел в кабинет, доктор поздоровался с ним, и по-эстонски спросил, что случилось, - рассказывает Ирина, мама Димы. - Мальчик понимал его вопросы, но отвечать начал по-русски, дескать, нога болит, потому что упал. Доктор удивленно поднял брови и поинтересовался: почему ты не говоришь по-эстонски, ведь у тебя паспорт гражданина Эстонии? Дима ответил, что по-эстонски не может рассказать о том, как повредил ногу. Тогда Страусс взял паспорт, с которым Дима пришел на прием, и демонстративно швырнул его в урну'.
Присутствовавший на приеме медбрат, как и мальчик, был шокирован поведением доктора. Он достал паспорт из урны и молча вернул пациенту. 'Между врачом и ребенком не было конфликта, Эйки Страусс просто сказал Диме, что он должен знать эстонский, если у него синий паспорт. А коль не знает - ему такой паспорт не нужен', - говорит Ирина. Сам же Дима до сих пор очень переживает из-за всего произошедшего, и общаться с журналистами отказывается.
Доктор-языковед
О том, что врач травмопункта возомнил себя представителем Языковой инспекции, а заодно и кое-кем похлеще, мальчик рассказал родителям только дома. 'Мы с мужем были возмущены поведением врача и сразу поехали обратно в больницу. Очень хотелось спросить у доктора, почему он так поступил. К сожалению, найти его не удалось, он был занят на операции'. Однако это не остановило возмущенных родителей Димы: на следующее утро они обратились в полицию, заявив о ненадлежащем поведении врача. А заодно и об осквернении паспорта гражданина ЭР.
'В понедельник руководство Ида-Вируской центральной больницы пригласило нас к себе и извинилось за поведение Эйки Страусса. Главный врач пообещал, что врач будет уволен, - говорит Ирина. - Если Страусса действительно выгонят с работы, думаю, это будет достаточным наказанием. Ведь медицинскую помощь от него мы все-таки получили. Скорее всего, в суд за компенсацией морального ущерба мы обращаться не будем, хотя он действительно был причинен. Наш ребенок ходит в седьмой класс, и он учит эстонский язык. А такие взрослые, как этот доктор, могут нанести серьезную психологическую травму и развить кучу комплексов у подростка'. Кстати, вечером, после приема у врача-языковеда, у Димы поднялась температура; как предполагает мама, из-за переживаний.
А был ли ящик?
Главный врач Ида-Вируской центральной больницы Кальо Митт сдержал свое обещание - за 'утилизацию' Диминого паспорта доктор поплатился рабочим местом. В понедельник администрация больницы расторгла договор со Страуссом. Главврач признался, что и сам был шокирован, узнав о случившемся, и за многолетнюю врачебную практику не припомнит подобного инцидента. 'Мы приносим извинения несовершеннолетнему пациенту, его родителям и всем другим, кто пострадал от непозволительного поведения доктора Страусса, - говорит Митт. - Мы не можем разрешить этому доктору продолжить работать. Подобным поведением он существенно подорвал доверие к больнице и непозволительно обошелся с паспортом гражданина Эстонии'.
Когда главврач потребовал от доктора Страусса разъяснений, тот прятать голову в песок не стал, тем более что неприятный инцидент зафиксировала видеокамера, установленная в кабинете врача. В объяснительной записке ортопед подчеркнул, что все же оказал пациенту необходимую помощь. А свое поведение объяснил, сославшись на Закон о языке, согласно которому знание государственного языка для граждан Эстонии обязательно, а пациент не смог на нем изъясниться. Остается вопрос, знал ли ярый правозащитник, устраиваясь на работу в Кохтла-Ярве, что большинство людей в Ида-Вирумаа - русскоязычные, что по закону право на проверку знания эстонского языка имеет лишь Языковая инспекция, а права швыряться чужими паспортами нет даже у президента Эстонии.
В свою очередь пресс-служба Департамента полиции Эстонии сообщила, что некорректное обращение врача с паспортом пациента могло нанести моральный ущерб владельцу документа и он может через суд потребовать компенсации морального ущерба в рамках гражданского иска. Что же касается непозволительного обращения с паспортом гражданина Эстонии, пресс-секретарь Департамента полиции Нелли Пелло ответила так: 'Если документ, выброшенный в урну, не был при этом поврежден, то подобное деяние не является наказуемым в рамках Пенитенциарного кодекса'.
Но и сам Страусс в долгу оставаться не желает. Общения с прессой он пока старается избегать, но коротко заверил нас по телефону, что, возможно, и сам обратится в суд, если такое решение примет его адвокат. Пока адвокат Страусса Анне Таммер не может сказать точно, дойдет ли дело до суда, но не исключает этого. Один из главных доводов в защиту Страусса состоит в том, что он выбросил паспорт несовершеннолетнего пациента в пустой картонный ящик, а не в мусорную корзину, как утверждала мать Димы и что рассматривалось как оскорбление государства. Невольно возникают вопросы, что делал пустой картонный ящик под столом врача и какое имеет значение, куда врач швырнул паспорт пациента - будь то урна или исполняющий ее обязанности ящик.
'Безболезное' лекарство
От выходки Страусса общественность пребывала в шоке целую неделю. Устраивать показательное выступление перед несовершеннолетним пациентом лишь потому, что он не может объяснить, что у него болит, на государственном языке - грубо и неприлично. Это не вяжется с образом врача - сетовали как эстонцы, так и русскоговорящие жители страны. Однако не все готовы осудить беспрецедентное поведение доктора. Через пару часов после того, как новость о вопиющем поступке врача появилась на новостном портале Delfi, разгорелись дебаты. Опасение вызывают десятки позитивных откликов в поддержку Страусса: 'правильный поступок, синие паспорта русских я бы выкинул туда же' или 'врач - тоже человек, не выдержишь, когда приходит по десять 'тибл' на дню - ни слова по-эстонски, а синий паспорт в кармане'.
Пугающее количество злобных комментариев наводит на мысль: реши доктор Страусс податься завтра в политику, поклонники у него явно найдутся. И в самом деле, как не поддержать доктора? Ведь он, можно сказать, без отрыва от производства, взяв на себя функции Языковой инспекции, - боролся за государственный язык. Пусть и не очень корректно с юридической точки зрения, но, видимо, от чистого сердца, а парня не поняли и выгнали с работы.
Кстати, бывшие коллеги доктора говорят, что попытки научить русских пациентов в Ида-Вирумаа говорить на государственном языке эскулап Страусс предпринимал и раньше, правда, не в такой грубой форме, а лишь отказываясь говорить с ними по-русски. Рассказывают, что такая нелюбовь к 'великому и могучему' у доктора родилась не просто так. Когда Страусс только проходил стажировку в Тартуской клинике - честно пытался говорить по-русски с русскоязычными пациентами и коллегами, но однажды вызвал повальное веселье в травмопункте, назначив больному 'безболезное' лекарство. Конечно, доктор имел в виду болеутоляющие свойства препарата, а не его бесполезность, да и коллеги посмеялись беззлобно. Но после этого случая, видимо, затаив обиду, доктор оставил попытки практиковаться в русском языке.
Если говорить серьезно, у Эйки Страусса не впервые возникают конфликты с пациентами и их родственниками. И дело тут не в национальной вражде, а просто в нежелании доктора идти навстречу людям. Так, в апреле 2008 года в Тартуской клинике Эйки Страусс запретил родителям полуторагодовалого ребенка находиться рядом во время перевязочной процедуры. 'Большие тучные отцы могут потерять сознание, а хрупкие медсестры должны их ловить. Не хочу добавлять себе пациентов', - сказал Страусс. Родителям ребенка пришлось обратиться к другому доктору, который оказал помощь малышу прямо на коленях у матери.
Тридцатипятилетний Эйки Страусс сам родом из Авинурме, поселка в Ида-Вирумаа. Основное место работы - клиника Тартуского университета. В Ида-Вируской центральной больнице доктор около года вел приемы на полставки. Помимо основной работы, он продолжает подрабатывать и в Раквере. Так что, если ненароком попадете на прием к доктору Страуссу, пожалуйста, берегите свои документы.
Комментарии:
Верховный комиссар отдела охраны правопорядка Идаской префектуры полиции Тармо Таммисте:
- В данном случае мы имеем дело с неэтичным поведением врача, оценку которому должен дать работодатель, что и сделано. Человеку нанесено оскорбление, и у пострадавшего есть право обратиться в гражданский суд. Исходя из этого полиция не начала делопроизводство в отношении доктора Страусса.
Руководитель отдела по надзору Департамента здравоохранения Пеэтер Мардна:
- Врач должен быть сдержан всегда, несмотря на то, в каком состоянии и какие пациенты к нему обращаются. Врач не имеет права психовать на рабочем месте. В этой истории, может, дело в недостаточной психологической подготовке врача, или сказывается недостаток опыта, ведь Эйки Страусс - молодой врач: Точно сказать не могу. Но ничем нельзя оправдать его поступок. Надеюсь, что из этой истории, как эстонские, так и русские врачи вынесут для себя урок: чтобы она стала первой и последней.
Мстислав Русаков, юрист Центра информации по правам человека:
- Поведение Страусса - это грубое обращение врача с пациентом, и, скорее всего, кроме этого, с юридической точки зрения, врачу нечего предъявить. Это не уголовное дело, а гражданское - нанесение морального ущерба грубым обращением. В суде могут возникнуть сложности с установлением суммы моральной компенсации, потому что, как точно подсчитать степень психологической боли пострадавшего, никто не знает. Что касается языка, то в соответствии с законодательством Эстонии врачи действительно не обязаны говорить по-русски. Как-то к нам обратилась женщина, которая на 'скорой' попала в Северо-Эстонскую региональную больницу. Там врач говорил с ней по-эстонски. Женщина не понимала терминологию, просила его перевести. Доктор сказал, что не обязан этого делать, и продолжал говорить по-эстонски. Мы отправили запрос главврачу больницы, и он с гордостью ответил, что в Эстонии нет ни одного нормативного акта, который обязывал бы врача говорить по-русски. И он прав, это действительно так. Мы думали, может, в больнице есть какие-то внутренние требования для работников, но, похоже, и в них нет пункта о русском языке. Добавлю, что в Ида-Вирумаа прослеживается такая тенденция среди местных эстонцев: они ненавидят тех русских, у которых синие паспорта.
__________
Хотели как лучше? ("Молодежь Эстонии", Эстония)
Паэт: В вопросе неграждан Россия показала свою двуличность ("Postimees", Эстония)