- Г-н президент, самая серьезная напряженность в Европе на сегодняшний момент - это напряженность между двумя крупными странами на Востоке. Почему отношения между Москвой и Киевом такие натянутые?
- Этому есть две причины. Во-первых, великая империя, которая раздробилась с распадом Советского Союза. Многие российские политики с трудом привыкают к тому факту, что теперь существуют новые независимые государства, с их собственным видением прошлого и со своим собственным будущим. Во-вторых, мы унаследовали проблемы, такие как российский черноморский флот. Наша конституция запрещает иностранные военные базы на нашей территории. Также корнями в эпоху Советского Союза уходит наша зависимость как потребителей и наша роль транзитной страны для российского газа, со всеми вытекающими конфликтами.
- Недавно Россия отозвала своего посла с Украины, но нового пока не направила. Российский президент Дмитрий Медведев написал вам письмо, в котором он указывает, что новый посол не будет направлен до тех пор, пока вы будете оставаться во главе государства. - Это поистине беспрецедентное событие.
- Да, и это неуместное вмешательство в наши внутренние дела беспокоит не только нас, но и всю Европу. Русские - великий народ, мы уважаем их, и у нас с ними хорошие отношения. Но как эти отношения могут улучшиться, если наш суверенитет постоянно ставится под вопрос? Письмо российского президента не было адресовано только мне - я боюсь, что в Европе этого еще пока не поняли.
- Очевидно, что русские сосредоточились именно на вас. Медведев обвиняет вас в 'принятии антироссийского курса', а 47 процентов его сограждан воспринимают Украину как 'недружественное государство'. Они также заявляют, что украинские солдаты и националистические войска в прошлом году воевали против России на стороне грузин. Это правда?
- Нет, это совершенная ложь. Я готов поддержать любое международное расследование. Подобные выдумки также распространялись во время газового спора в начале года, чтобы настроить против нас общественное мнение в Европе.
- Но вы действительно поддерживали своего друга, президента Грузии Михаила Саакашвили, во время войны - посылая оружие, к примеру.
- Даже до моего президентского срока поставки оружия в Грузию были существенные. Наше военное и техническое сотрудничество ведется в рамках норм международного права. Что касается российско-грузинской войны, мы поддержали Грузию, потому что для нас и речи быть не могло о том, чтобы поступить иначе. Речь идет не о Грузии как таковой. Речь идет о фундаментальных принципах территориальной целостности. Это вопрос для всей Европы: приемлемо или нет нарушать архитектуру международной безопасности? Грустно видеть, что европейские демократии почти не встают на защиту своих базовых ценностей.
- Медведев также обвиняет вас в угнетении русского языка - притом, что русское меньшинство составляет 8 миллионов человек, а украинцев, разговаривающих по-русски, - и того больше.
- У нас есть языковая проблема, но это касается лишь украинского языка. Если заговорить с жителями Украины, две трети из них ответят вам на русском языке. Более половины нашего образовательного бюджета уходит на преподавание в школах на русском языке.
- Почему тогда вы не сделаете русский вторым государственным языком?
- Как гарант конституции, я должен поддерживать украинский как официальный язык государства. Мы сохраняем нашу культуру благодаря нашему родному языку. Это обеспечивает существенный вклад в поддержку нашей независимости. Если народ теряет свой язык, он теряет свою память, свою историю, свою идентичность.
- Жители Крымского полуострова говорят почти исключительно на русском языке. Недавно произошли столкновения между украинскими силами охраны правопорядка и военным персоналом черноморского флота России из-за того, что вы ликвидировали маяки и задержали провоз ракет. К чему все эти провокации, если срок договора об аренде все равно истекает в 2017 году?
- Есть базовый договор и четыре дополнения о временном базировании флота. Однако большая часть этого договора не соблюдается. К примеру, многие занятые военными территории используются не по назначению - на них строятся частные виллы. Это беззаконие и небрежность. Или взять проблему с 134 маяками, предназначенными для навигационных целей. Россия просто взяла эти объекты под свой контроль. Если они действительно используются для флота, тогда нужно переделать договор с учетом этого. И у нас также должно быть право на контролирование размера экипажей и количества кораблей, чтобы их нельзя было увеличить просто так. Ни одна страна с иностранными военными объектами на своей территории не станет отказываться от таких мер в интересах своей собственной безопасности.
- Может ли в Крыму случиться то же самое, что произошло в мятежных грузинских провинциях Абхазия и Южная Осетия - инспирированное Москвой отделение?
- Для этого нет никаких внутренних предпосылок. Эта проблема возникнет только в том случае, если кто-то решит разыграть крымскую карту. Вот тогда может появиться потенциальная угроза. Будучи президентом, я делаю все, чтобы этого избежать.
- Уже есть призывы от русских к Москве о поддержке отделения - при необходимости с помощью войны против 'глупцов', которые сейчас находятся у власти в Киеве.
- Будущее развитие ситуации, в сущности, зависит от России. В 1993 году российский парламент объявил портовый город Севастополь российским городом. Это было официальное решение, оно до сих пор действительно. Эта резолюция демонстрирует, что есть силы, которые готовы дестабилизировать Крым.
- У давления, оказываемого Москвой, есть и другая мотивация. Очевидно, Россия хочет любой ценой избежать вступления Украины в НАТО.
- Необходимо осознать, почему Россия с такой завистью наблюдает за развитием молодой демократии у своих границ. В 1654 году Украина потеряла свой суверенитет и стала пограничным районом российской империи. В XX веке Украина объявляла свою независимость шесть раз, и пять раз ее теряла. Для нас потеря нашей суверенности - угроза не теоретическая, а скорее реальный опыт многих поколений. Всякий раз мы теряли свою независимость по одной простой причине: потому что мы были жертвами игр с позиции силы. Это объясняет, почему мы сейчас ищем безопасности в НАТО - альянсе демократий, который уже включает в себя Польшу, Чешскую республику, Литву, Латвию и Эстонию.
- Теперь Запад стал более сдержанным - не из уважения к России, а скорее из-за разочарования от того, что победители Оранжевой революции 2004 года, вы и премьер-министр Юлия Тимошенко, погрузили Украину в конституционный кризис. Сейчас каждый из вас пытается представить соперника как предателя, как продажного, как агента России. Вы сами резко теряете влияние. Почему политической элите вашей страны так сложно достичь консенсуса?
- Я совсем не разделаю ваше вИдение. Я пробивал дорогу вперед для этой страны. За последние четыре года рост нашего ВВП постоянно составлял 7 процентов. Национальный бюджет удвоился, минимальная пенсия повысилась, а иностранные инвестиции выросли в пять раз. Покажите мне какую-либо другую европейскую страну с такими результатами. Разве я не могу этим гордиться?
- И тем не менее, разочарование вашим руководством повсюду очень велико.
- Проблемы начались после Оранжевой революции, когда мы сформировали правительство и обнаружились наши первые разногласия. Мы спорили на тему того, какую политику нам стоит проводить. Премьер Тимошенко приостановила реформы рыночной экономики и прибегла к чрезмерному государственному контролю. Она ограничила экспорт зерна и растительного масла под предлогом борьбы с инфляцией. В прошлом году она ликвидировала источник дохода десятков тысяч мелких фермеров - из-за масштабного импорта мяса, после чего поголовье скота резко сократилось. Популизм и коррупция заменили конкуренцию рыночной экономики.
- В случае европейских демократий меры бы принимал парламент.
- Но в нашей стране нет функционального большинства в парламенте. Премьер-министр не может принять бюджет или закон; нет концепции по проблемам внешней политики или по экономическим вопросам. Премьер-министр даже не упоминает слова 'НАТО' - она забыла демократические ценности, которые мы отстаивали в Оранжевой революции. Политика популистов лишила нашу страну ее прав и обязанностей, невзирая на тот факт, что многие сейчас аплодируют этим популистам. Удержание власти стало самоцелью, причем любой ценой, с помощью предательства, тайных сговоров, путчей.
- Это жесткие заявления в отношении бывшего соратника, который стоял с вами рука об руку на площади Независимости в Киеве.
- К сожалению, позже она стала искать союзников среди бывших противников в революции с целью свергнуть президента. Депутаты из парламентской фракции моей партии подкупались - чтобы премьер могла сохранить свой пост.
- Звучит так, словно речь идет о банановой республике, а не о Европе.
- Все дело в конституционной реформе, которую парламент провел в 2004 году с целью предотвратить жестокое завершение революции. Со временем это парализовало всю властную структуру. Мои права назначать членов парламента резко сократились.
- Ходят также слухи о группах мафиозного толка в парламенте.
- У нас там есть число осужденных преступников; Они могли бы сформировать свою собственную фракцию. Провалившаяся конституциональная реформа привела к тому, что у нас в парламенте есть представители, которые заинтересованы лишь в приобретении компаний и контроле над частными финансовыми интересами.
- И Москва здесь лишь наблюдатель?
- Просто взгляните на деятельность премьер-министра и ее визиты в Москву: когда я говорю о пятой колонне, я знаю, о чем я говорю.
- Единственная проблема - это то, что по опросам общественного мнения 30 процентов поддерживают Юлию Тимошенко, тогда как вас поддерживают, в лучшем случае, от 6 до 8 процентов. Вы больше всех потеряли в ходе киевской борьбы за власть.
- Пожалуйста, не набрасывайтесь на меня с такими цифрами.
- Видимо, когда стали так резко тянуться к Западу, многие украинцы решили, что вы требуете от них слишком многого.
- После 18 лет независимости сближение с НАТО было для меня приоритетом. Мы уже достигли невероятных вещей в отношениях с ЕС: смягчение торговых барьеров, работа по соглашениям об отмене виз. Я убежден в том, что для этой страны нет альтернативы тому курсу, которого я придерживаюсь.
- Вы превратились в президента-одиночку. И тем не менее вы представите свою кандидатуру на январских выборах?
- Разумеется. Рейтинг моей популярности снова растет. Письмо Медведева должно еще больше усилить эту тенденцию.
- Пока выборы не прошли, сможете ли вы - как обещали - разобраться с двумя резонансными противоречивыми делами на Украине? - В сентябре 2000 года был убит журналист Георгий Гонгадзе, писавший о коррупции на высшем уровне, а в сентябре 2004 вас пытались отравить. Очевидно, что правда начинает потихоньку открываться лишь тогда, когда у кого-либо есть надежда извлечь из этого политическую выгоду.
- У вас ложное представление. У президента нет права на надзор за судебными расследованиями. Раскрытие дела об убийстве Гонгадзе - для меня дело чести. Трое из тех, кто непосредственно причастен к убийству, уже были осуждены, и я этим горжусь. Теперь нам предстоит найти человека, который заказал убийство. Что на Западе никто не поймет, так это то, что ключевого свидетеля, которого мы задержали, генерала милиции, необходимо охранять круглые сутки, чтобы ему никто не отомстил. В окружении премьера есть люди, не заинтересованные в прогрессе следствия, потому что они работали при бывшем президенте Леониде Кучме, который был у власти на момент совершения убийства.
- А отравление на том официальном обеде в 2004?
- Расследования были завершены. Следователи опросили порядка тысячи свидетелей. Некоторые депутаты, среди них оппозиционный лидер Виктор Янукович, который тогда возглавлял правительство, не дали показаний. Люди, напрямую причастные к организации отравления, в течение четырех лет находились в Москве. Я подавал запрос российскому президенту трижды, просил его разрешить украинским следователям допросить их в нашем посольстве в Москве. Среди подозреваемых - бывший заместитель руководителя Службы безопасности, повар и один из официантов. Все эти люди находятся в Москве.
- Г-н президент, спасибо вам за беседу.
Интервью провели Уве Клуссманн (Uwe Klussmann) и Кристиан Нееф (Christian Neef).
______________
Призыв к прозрачности политики украинского руководства ("Kyiv Post", Украина)
В сфере особого внимания снова Украина ("Грузия online", Грузия)