Британии нужно, чтобы Германия была сильной и помогла нам выйти из рецессии. 27 сентября мы узнаем, получим ли мы Германию, способную дать такой мощный рост. Можно с уверенностью сказать, что в этот день Ангела Меркель будет переизбрана канцлером Германии. Единственный реальный вопрос заключается в том, получит ли Германия правительство, готовое к серии бодрящих реформ, или же мы получим продолжение того, что имеется сейчас: будет ли она править вместе со свободными демократами (СвДП), сторонниками свободного рынка, или вновь с социал-демократами (СДПГ)?
В результате избрания Меркель в 2005 г. на смену оппортунистическому и все более неуживчивому Герхарду Шредеру пришел прагматичный и человечный лидер. Как и Шредер, она не прочь выпить бокал вина. В отличие от него, она считается спокойной и прямолинейной: что видишь, то и получаешь. Этого уже достаточно, чтобы понять, почему она гораздо популярнее в Германии, чем Гордон Браун в Британии.
В международной политике она выступает за более тесные связи с США, более осторожные отношения с Россией и конкурентоспособную, либеральную и открытую миру Европу. Ее неприязнь к Николя Саркози - одна из причин того, что на место бывшего франко-германского мотора пришло наращивание сотрудничества с Великобританией. Для нас все эти годы она была хорошим партнером. Какое бы правительство она ни возглавила после выборов, существенных изменений во внешней политике не произойдет. Ключевым вопросом является то, что будет с экономикой.
Впервые я встретился с Меркель в 2003 г. Она говорила мне, что, если Германия не схватится за крапиву реформ, то ее экономическое преимущество может быть подорвано. Тогда Германия, а не Британия была больным человеком Европы. Нулевой рост, более пяти миллионов безработных и доход на душу населения, некогда вдвое превышавший британский, а теперь оказавшийся ниже его на 10 процентов. Она хотела либерализовать рынок труда, снизить налоги, реформировать систему пенсионного обеспечения и здравоохранения и урезонить всемогущие профсоюзы.
Она совершила ошибку, открыто заявив обо всем этом во время кампании 2005 г. Это напугало избирателей. Как говорил мне тогда Гельмут Коль: 'Нельзя выиграть выборы, демонстрируя орудия пыток'. Будучи безусловным лидером в ходе кампании, Меркель утратила позиции. Не сумев создать правительство с СвДП, она была принуждена к партнерству с СДПГ. В результате, последние четыре года реформы откладывались. Выборы покажут, могут ли они быть реактивированы.
Это будет непросто. В прошлом месяце журнал Forbes в четвертый раз объявил Меркель самой влиятельной женщиной в мире. Это не так. Послевоенная конституция составлена так, чтобы не допустить излишнего сосредоточения власти в руках канцлера. Меркель - не Мэгги, а ее христианские демократы - не консерваторы. Скорее, это социал-демократическая партия для 'белых воротничков'. В случае переизбрания вместе с СвДП она столкнется с оппозицией со стороны левого крыла своей партии. Еще больше осложняет ситуацию то, что в результате региональных выборов, прошедших на прошлой неделе, она потеряла большинство в верхней палате (Бундесрате).
Помня о травме 2005 г., Меркель на этот раз не говорит о реформах. Но потребность в них никуда не делась. Пускай до сих пор Германия справлялась с кризисом лучше, чем ожидалось. Но у нее по-прежнему самые молодые пенсионеры, самые старые студенты, самая короткая рабочая неделя, самые длинные праздники, византийская по своей сложности налоговая система, избыток регулирования, гораздо более высокие, чем в десяти новых государствах-членах ЕС, издержки оплаты труда и почасовые ставки. Неудивительно, что Германия теряет рабочие места. Немецкие рабочие принадлежат к числу самых производительных в мире. При таком раскладе иначе им просто нельзя.
Кроме того, немецкая экономика излишне зависит от экспорта. Поскольку рецессия вынуждает Британию и Америку сокращать свой дефицит, спрос на немецкий экспорт будет падать. Будет необходимо повышать внутренний спрос.
Мало кто из немцев - и, в последнюю очередь, Меркель - готов смириться с этим. Они считают статус страны как лидера мирового экспорта знаком силы. Похоже, Меркель намерена пересидеть рецессию, выжидая, пока объем экспорта вернется на прежние уровни, и раздавая помощь таким компаниям, как автомобильные концерны. Коллапс немецких банков, экспорта и роста экономики несколькими месяцами ранее говорит о том, что подобная политика нереалистична.
При всем этом кризис не ударил по рядовым немцам. Рост безработицы пока незначителен - отчасти благодаря мерам правительства по стимулированию и давлению, оказываемому правительством на компании с тем, чтобы они не увольняли рабочих, а оставляли их на условиях частичной занятости. Щедрые пособия по безработице защитили тех, кто потерял работу. Крушение личного благополучия было менее заметным, чем в Великобритании. Немцы традиционно избегают инвестировать в фондовый рынок и предпочитают снимать, а не покупать дома. Все это было на руку Меркель. Считается, что она провела Германию через рецессию в относительно хорошем состоянии, что показывают ее рейтинги, превышающие 60 процентов.
Судя по данным последних опросов, ее христианские демократы получат вместе с СвДП достаточно голосов, чтобы сформировать правительство. Иначе Меркель вновь придется руководить страной вместе с СДПГ: это не рецепт реформ, но вряд ли сильно ухудшит ситуацию. Сценарием кошмара была бы коалиция СДПГ, зеленых и новой Левой партии. Последняя представляет собой смесь чокнутых левых из прежней Западной Германии и бывших коммунистов из прежней ГДР. К счастью, несмотря на успех на недавних региональных выборах, они не войдут в общенациональную коалицию в связи с антагонизмом между руководством СДПГ и новых левых.
Британии нужна сильная и энергичная экономика Германии. Германия - наш второй по величине экспортный рынок, и более 350 000 рабочих мест в Британии зависят от немецких инвестиций. Именно поэтому мы должны надеяться на то, что в конце месяца будет создано правительство Меркель со свободными демократами.
Сэр Питер Торри был британским послом в Германии в 2003-2007 гг.
__________________________________________________________
Верит ли канцлер ФРГ в возрождение немецкого народа в России? ("Русская Германия", Германия)
Почему Британия так упорно игнорирует достижения Германии? ("The Independent", Великобритания)