Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Падение российского магната подстегивает охоту за деньгами

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В свое время компания Sibir Energy PLC казалась идеальной инвестицией на развивающихся рынках. Все рухнуло в прошлом году, когда империя Чигиринского начала разваливаться под воздействием глобального финансового кризиса. Падение компании Sibir стало предупреждением о рисках инвестиций в развивающиеся рынки, с которыми инвесторы сталкиваются не только в России, но и во многих странах Азии и Латинской Америки.

Лондон - В свое время компания Sibir Energy PLC казалась идеальной инвестицией на развивающихся рынках.

Нефтедобывающая компания предлагала крупные прибыли по стандартам российского энергетического сектора, но хвалилась западными менеджерами и листингом на лондонской фондовой бирже. У нее было и политическое прикрытие: главным акционером был Шалва Чигиринский, российский миллиардер с хорошими связями, который на заре своей карьеры продавал православные иконы. Инвесторы жадно расхватывали акции компании, занявшей первое место по капитализации на младшей фондовой бирже Лондона.

Все рухнуло в прошлом году, когда империя Чигиринского начала разваливаться под воздействием глобального финансового кризиса. Когда Sibir сообщила, что без уведомления акционеров ему были одолжены сотни миллионов долларов - то была обреченная на провал попытка помочь ему удержаться на плаву - инвесторы начали продавать акции, что повлекло за собой миллиардные убытки. Шестидесятилетний Чигиринский выехал из России в неизвестном направлении, а Sibir стала последней в череде российских компаний, подвергшихся фактической национализации.

Падение компании Sibir стало предупреждением о рисках инвестиций в развивающиеся рынки, с которыми инвесторы сталкиваются не только в России, но и во многих странах Азии и Латинской Америки. Две судебные битвы, разворачивающиеся в Лондоне в связи с фактическим коллапсом компании, дают редкую возможность заглянуть в темный мир российского кумовского капитализма, где магнаты оказываются то в фаворе, то в опале, а западные кредиторы порой бывают только рады ссудить большие суммы без лишних вопросов.

Чигиринский взялся за осуществление одной из самых грандиозных строительных программ в России после Сталина и стал одним из ее богатейших людей. Документы, поданные его адвокатом в Высокий суд Лондона, свидетельствуют о том, что Чигиринского, в частности, поддерживала влиятельная предпринимательница, приходящаяся супругой московскому мэру.

Характер деловых отношений между Чигиринским и Еленой Батуриной, женой мэра, является предметом спора. Наверняка известно только то, что Батурина ссужала магнату деньги, которые он не сумел полностью отдать. Сама она не проходит ни по одному судебному делу и отказывается давать развернутые ответы на обвинения, выдвигаемые Чигиринским и его адвокатом. Она отказалась от интервью.

Чигиринский не ответил ни на одну из многочисленных просьб о комментарии.

Видные арендаторы

После распада Советского Союза Чигиринский стал одним из ведущих московских застройщиков. В его зданиях размещались представительства Международного валютного фонда и Credit Suisse, и он был одним из главных клиентов именитого британского архитектора лорда Нормана Фостера.

Став в 2000 г. крупнейшим акционером Sibir, Чигиринский способствовал ее превращению в одну из ведущих независимых российских нефтедобывающих компаний. В разгар своей славы Sibir была самой высококотируемой компанией на лондонской бирже Alternative Investment Market с капитализацией в 3,1 млрд. фунтов.

Застройщик Шалва Чигиринский получил разрешение на строительство башни 'Россия', которая должна была стать самым высоким зданием страны.

Теперь Sibir требует от него уплаты 400 миллионов долларов. Соответствующий иск против Чигиринского и генерального директора компании был подан в апреле в лондонский Высокий суд. Он не стал отвергать обвинения и, по словам его адвокатов, сотрудничает с компанией с целью возвращения денег.

Второй, не связанный с этим, иск подан против Чигиринского видным московским бизнесменом, который претендует на его пакет акций в Sibir. Именно в этом деле фигурирует его предполагаемая бизнес-схема с Батуриной.

В свидетельских показаниях, представленных в мае английским адвокатом Чигиринского, говорится, что тайной совладелицей активов Чигиринского в области нефти и недвижимости была Батурина, названная журналом Forbes самой богатой женщиной России, и с 1992 г. являющаяся женой мэра Москвы Лужкова.

Канцелярия Лужкова не отвечала на просьбы о комментарии, переданные по факсу.

В пресс-релизе, выложенном на сайте ее компании, Батурина заявляет, что утверждения Чигиринского об их деловых связях 'не только недостоверны, но и прямо противоположны действительности'. Батурина добавляет, что между ними существует только один вопрос - о невозвращенном займе. Более подробно ее позиция будет представлена в судебном иске, который Батурина готовит против Чигиринского.

Чигиринский, родившийся в 1949 г. в тогдашней Грузинской СССР, переехал в Москву в 1970-е годы, чтобы изучать медицину. Но, как он сказал в интервью, данном в 2006 г. Wall Street Journal, врача из него не вышло: 'Я один раз был в больнице и не вынес запаха'.

Вместо этого он начал покупать у деревенских жителей иконы, реставрировать их и продавать за рубеж. Это была прибыльная, но нелегальная торговля. В интервью Чигиринский сообщил, что он трижды фигурировал в делах о контрабанде, расследовавшихся КГБ.

В 1989 г. он вместе с одним немецким бизнесменом взялся за реставрацию полуразрушенного особняка, взятого в аренду у московского правительства. Они сдали его французской нефтяной компании, и это стало одной из первых частных сделок с недвижимостью подобного рода.

В 1994 г. Чигиринский отремонтировал здание в нескольких кварталах от Кремля, в которое въехали могущественный департамент строительства города Москвы и строительная компания 'Интеко', принадлежащая Батуриной, супруге мэра. Там же разместилась и девелоперская компания Чигиринского.

В свидетельских показаниях касательно оспариваемого пакета акции Sibir, поданных адвокатом Чигиринского в мае, говорится, что в 1999 г. Чигиринский и Батурина стали деловыми партнерами. 'Ни один крупный проект в городе не может развиваться без ее поддержки', - утверждается в этих показаниях.

Далее в свидетельских показаниях говорится, что, согласно условиям предполагаемой сделки, Чигиринский должен был профинансировать серию проектов в сфере недвижимости и нефти. Батурина должна была 'гарантировать, что проблем с планированием и бюрократией не будет', и участники сделки договорились поровну делить все прибыли и убытки.

В своих показаниях Чигиринский отметил, что Батурина, вопреки договоренности, не участвовала ни в одном из проектов. Вместо этого, по словам Чигиринского, она потратила 12 миллионов долларов лично на себя, 'в том числе, на обслуживание своего самолета'.

Эти утверждения не могут быть подвергнуты независимой верификации.

По мере роста амбиций Чигиринский запустил четыре мегапроекта, автором которых выступил лорд Фостер.

Он предложил превратить рукотворный остров Новая Голландия в изрезанном каналами центре Санкт-Петербурга в культурный центр, состоящий из театров, концертного зала и катка. В Москве он получил разрешение на строительство башни 'Россия', делового комплекса, который должен был стать самым высоким зданием в стране, и право на застройку района по соседству с Красной площадью гостиницами, магазинами и жилыми домами. Кроме того, ему дали 'добро' на сооружение Хрустального острова, огромного конуса, который должен защитить от русской зимы целый городской квартал.

Чигиринский рассчитывал на то, что зарождающийся в России средний класс, расставшись с советской скованностью, придаст импульс буму на рынке недвижимости. 'Брежнев жил в квартире площадью 200 кв. м. - и управлял империей, - говорил он в 2006 г. - Теперь в квартире такого размера может жить успешный адвокат'.

В 2005 г. Чигиринский купил во Франции виллу с видом на Монако, мраморными колоннами, отделанными золотом ванными комнатами и вертолетной площадкой. Кроме того, он приобрел особняк Hugh House в лондонском районе Белгравия - шестиэтажный дом площадью 15 500 кв. футов с пуленепробиваемыми окнами и бассейном под стеклянным куполом.

Лондонский истеблишмент

Своим взлетом Sibir обязана и Генри Кэмерону, юристу из шотландского города Абердина. В 1980-е гг. Кэмерон помогал советским рыболовецким судам получать разрешения на промысел в шотландских водах. Позже он переключился на нефть.

Кэмерон основал Sibir в 1996 г. и уже в следующем году ее акции были выставлены на торги Alternative Investment Market, слабо регулируемого подразделения Лондонской фондовой биржи. Компания быстро росла, приобретая небольшие пакеты акций российских месторождений и нефтедобывающих фирм.

В 2000 г. состоялось слияние Sibir и нефтяной компании Чигиринского, в результате которого у него в руках оказался 51 процент акций новой компании. Кэмерон в письме инвесторам назвал это 'важным и очень публичным вкладом одного из ведущих бизнесменов современной России'.

Вскоре сделка принесла плоды. В следующем году Sibir связалась с нефтяной компанией, принадлежащей московскому правительству. Позже британская фирма приобрела московскую компанию, и в результате сделки Sibir получила большой пакет акций главного нефтеперерабатывающего завода столицы и сеть автозаправочных станций, передав московской мэрии 18% своих акций.

Согласно документам, переданным адвокатами бизнесмена, Чигиринский и жена мэра зарегистрировали на Британских Виргинских островах холдинговую компанию для управления своими совместными нефтяными активами. В 2003 г. Чигиринский передал свой пакет акций Sibir этой компании, называющейся Rossini, о чем свидетельствует документ о передаче акций, предоставленный суду.

Для инвесторов Sibir выглядела перспективно. В своем отчете за май 2006 г. московский инвестиционный банк 'Ренессанс-капитал' отмечал, что перспективы компании 'блестящи', а Чигиринский сыграл 'ключевую роль' в управлении самыми ценными активами группы.

В то время акции Sibir торговались на уровне 540 пенсов. К середине 2008 г. их цена достигла 800 пенсов, и так Sibir стала самой ценной компанией AIM с капитализацией в 3,1 млрд. фунтов. В том году Forbes называл Чигиринского одним из самых богатых людей России, оценивая его состояние в 2,3 млрд. долларов.

Хотя в те годы цены на нефть и недвижимость бурно росли, он финансировал свои строительные проекты за счет крупных заимствований. Документы, предоставленные суду, показывают, что кредиты предоставляли Merrill Lynch & Co., Батурина и сама Sibir. Merrill Lynch отказывается от комментариев.

Осенью 2008 г. российский фондовый рынок рухнул, цены на нефть упали, и магнат был вынужден заморозить свои мегапроекты.

Маржевые требования

Когда компания Merrill Lynch предъявила Чигиринскому маржевые требования на 330 миллионов долларов, Кэмерон согласился выплатить ей аванс в 115,4 миллионов в качестве платежа за два строительных объекта. Об этом говорится в иске компании Sibir, которая стремится получить от него 400 миллионов долларов.

Кэмерон, с которым мы связались через его адвоката, отказался от комментариев.

О платеже стало известно 9 октября, во время планового визита в московский офис Sibir Ричарда Фенхоллза (Richard Fenhalls), руководителя компании Strand Partners, выступающей в роли финансового консультанта компании.

В заявлении, опубликованном неделю спустя, Кэмерон заявил, что сделка по покупке недвижимости у Чигиринского была отходом от основного бизнеса Sibir, но она гораздо лучше продажи акций ведущим акционером компании.

Акции Sibir упали на 33%.

18 декабря на ежегодном общем собрании акционеров Sibir инвесторы должны были проголосовать по расширенному плану приобретения активов Чигиринского в сфере недвижимости общей стоимостью 340 миллионов долларов, расположенных главным образом в Москве. Как сообщает осведомленный источник, встретившись в тот день в шикарном лондонском отеле Lanesborough c советниками и менеджерами компании, Чигиринский сообщил сенсационную новость: ему звонил мэр Лужков, заявивший, что он против сделок с недвижимостью. Поскольку московское правительство обладает акциями Sibir, сделки были отложены, а позже отменены.

В свидетельских показаниях, представленных в мае адвокатом Чигиринского, утверждается, что Батурина начала требовать уплаты 42 миллионов долларов, невозвращенной части займа в 131 миллион долларов, которую она дала ему в 2007 г. Батурина подтверждает факт передачи денег Чигиринскому, но не называет ни сумму, ни дату займа.

18 февраля Кэмерон написал по электронной почте советнику Sibir Фенхоллзу, что всего Sibir заплатила Чигиринскому около 325 миллионов долларов - почти в три раза больше, чем было ранее заявлено акционерам. Кроме того, компания заявила в своем иске, что в конце 2008 г. Кэмерон договорился с Sibir об уплате Чигиринскому 174 миллионов долларов за серию фиктивных нефтяных трансакций.

Торговля акциями Sibir была приостановлена 19 февраля на отметке в 174,5 пенса, что является малой частью их рекордных показателей. Семь дней спустя Sibir объявила о подаче иска против Чигиринского и Кэмерона, снятого с должности генерального директора. Чигиринский выехал из России. Его адвокаты отказываются раскрывать его местонахождение.

В игру вступила "Газпром Нефть", нефтяное подразделение российского государственного газового гиганта ОАО "Газпром". В апреле она предложила миноритарным акционерам по 500 пенсов за акцию. Инвесторам ничего не оставалось, кроме как принять предложение. К июлю "Газпрому" принадлежала почти половина Sibir.

По словам их адвокатов, Чигиринский и Кэмерон, не отвергавшие обвинений, выдвинутых против них в иске на 400 миллионов долларов, работают с менеджерами и советниками Sibir с целью возвращения денег - главным образом, путем распродажи активов падшего магната. Sibir получила около миллиона долларов за его личный самолет. Hugh House принес около 56 миллионов. Чигиринский вернул 84 миллиона за акции Sibir, приобретенные на деньги компании. Кроме того, Sibir претендует на его виллу во Франции.

Теперь магнат, по словам его адвокатов, борется за удержание остающихся в его руках 23,5% акций Sibir, которые он планировал продать для выплаты долгов своей компании.

Несколько месяцев назад видный московский бизнесмен Руслан Байсаров заявил о своих притязаниях на его акции. По его словам, права на акции Sibir были переданы ему третьей стороной, которая получила их в свое распоряжение как залог по кредиту, который Чигиринский не сумел вернуть. Адвокат Чигиринского утверждал в свидетельских показаниях, данных в мае, что Байсаров в данном случае действовал в качестве 'прикрытия' Батуриной. Байсаров не ответил на просьбу о комментарии.

Чигиринский сумел добиться судебного решения о временном запрете на продажу своих акций, и его дело проходит по английским судебным инстанциям.

Чигиринский утверждает, что российские власти пытаются лишить его всего его имущества. 'Представители Sibir дают понять, что 'власть имущие' хотят, чтобы истец не получил ни пенни из... принадлежащего ему пакета акций Sibir', - говорится в заявлении адвоката Чигиринского.

Денежный след

16 октября 2008 г.: Sibir признает передачу Чигиринскому 115,4 млн. долларов в качестве авансового платежа за два объекта недвижимости в Москве.

3 декабря: Sibir заявляет о готовности приобрести основную часть активов Чигиринского в сфере недвижимости за 340 миллионов долларов, включая такие проекты, как башня 'Россия' и Новая Голландия.

18 декабря: Решения об одобрении сделок в сфере недвижимости отменены после того, как против них выступает московское правительство, которому принадлежит 18 процентов акций Sibir.

30 января 2009 г.: Sibir заявляет, что не будет приобретать активы Чигиринского в сфере недвижимости.

19 февраля: Sibir объявляет о том, что Чигиринский должен компании не 115 миллионов долларов, как предполагалось, а 325 миллионов.

7 апреля: Sibir сообщает о подаче иска в Высокий суд против Чигиринского и генерального директора Кэмерона с целью возвращения 400 миллионов долларов.

Май: Чигиринский утверждает, что жена мэра Москвы владела 50 процентами его акций Sibir и его активами в сфере недвижимости, помогая взамен в решении 'бюрократических вопросов'.

22 мая: Sibir объявляет о получении в свое распоряжение французской виллы Чигиринского и правах на средства от будущей продажи его лондонского особняка.

29 июня: "Газпром Нефть" заявляет о приобретении 34 процентов акций Sibir у миноритарных акционеров, и теперь дочернему предприятию "Газпрома" принадлежит еще 14,7 процентов акций компании.

Заявление Батуриной

'Информация обо мне, изложенная в заявлениях господина Чигиринского, не только недостоверна, но и прямо противоположна действительности.

Между нами существует единственный вопрос, который касается займа, предоставленного мной господину Чигиринскому и не возвращенного им до сих пор. Заявив, что полученные им от меня деньги были разворованы европейскими банками, господин Чигиринский сообщил, что он не сможет вернуть заем, однако впоследствии выяснилось, что эти деньги были использованы им в собственных целях

Неоднократные попытки истребовать с господина Чигиринского данные средства не дали результата. В связи с этим я не исключаю возможности воспользоваться своим правом обратиться в суд.

Думаю, что на фоне уголовных дел, судебных преследований и близкого к банкротству состояния структур господина Чигиринского его ложь - просто попытка уклониться от выплаты своего безусловного долга'.

Обсудить публикацию на форуме

__________________________________________________________

Крах московских строительных магнатов ("The Times", Великобритания)

Крах российских строительных проектов ("The Wall Street Journal", США)

Чигиринский утверждает, что Батурина втайне владела половиной акций ("The Financial Times", Великобритания)

События вокруг Sibir вновь поднимают вопрос о листинге российских фирм в Лондоне ("The Guardian", Великобритания)