В мире все больше признаков надежды. Германия и Франция объявляют о конце рецессии - второй квартал лучше, чем первый. Аналогично выглядят и другие страны. Даже и Международный валютный фонд уже сообщает, что есть большое основание для оптимизма. Между тем в Литве мы все еще живем с мрачными настроениями - все плохо, мы все больше падаем, наша рецессия - самая глубокая, потому что проценты нашего падения 15 или 20, в то время как в Германии и Швеции всего только 5 или 6. Стало быть, везде хорошо, только у нас плохо - это традиционный литовский (а может, общечеловеческий) подход.
Однако действительно ли наша ситуация хуже, чем у других? Цель этой статьи - показать, что мы очень похожи на другие страны, и процессы, которые в последние годы происходили во всем мире, ровно так же проходили и проходят и у нас. Первое положение: мир больше не падает и мы больше не падаем.
Многие наши статистические данные указывают на то, что такое сжатие экономики, которое наблюдалось в конце прошлого - начале этого года, уже закончилось. Об этом говорят данные объема литовского экспорта, промышленной продукции и оборота предприятий торговли.
Наглядно видим, что резкий спад был в сентябре 2008 - январе 2009 г. Позднее все экономические процессы стабилизировались. На стабилизацию указывают и показатели экономических оценок, а также их составные части.
Что предопределило спад: правительство или мировой кризис?
Разумеется, в период такого беспрецедентного кризиса и экономического спада очень популярно объяснять, что спад предопределили ошибки правительства. В Литве это особенно популярная версия, потому что резкий спад совпал с началом работы нового правительства.
Так могут утверждать только те, кто избегает сравнивать нас с другими странами. Экономика Литвы, как и экономика многих других стран в большой степени зависит от экспорта.
В Литве 60 проц. ВВП идет на экспорт. Мировой кризис предопределил очень резкий и глубокий спад экспорта, и это предопределило замедление роста экономик всех стран. Следует обратить внимание на то, что экспорт Литвы за первый квартал сократился меньше, чем у Швеции или Финляндии.
Упали ли мы глубже, чем другие?
В прессе часто доводится читать, что мы - самые худшие, потому что проценты нашего спада самые высокие ( 20 проц. во втором квартале по сравнению во вторым кварталом 2008 г.). Между тем в Старой Европе (Германии, Швеции, Финляндии) спад составил лишь 5-6 проц. Из этого зачастую делается простой вывод -дескать, это значит, что наша экономическая политика и наше правительство - самые худшие.
Если хочешь поколотить - палка всегда найдется. Однако реальность заключается в том, что большинство государств региона и Европы во время этого спада скатились на тот же уровень - примерно 2006 года. Так произошло с Литвой, где по-разному подсчитываемому ВВП мы скатились в промежуток между 2005-2007 годами. Так произошло с государствами Балтии, так произошло с соседней Финляндией или Швецией, так произошло с Германией.
Различные проценты спада отдельных стран по сравнению с Литвой и другими государствами Балтии означают лишь одно: страны Балтии должны были упасть на большое расстояние, потому что в период 2006-2008 гг. сумели подняться выше - так произошло с государствами Балтии, в которых в 2006-2008 гг. 'пузырь роста' был самым большим.
Что дальше: долго вылезать из ямы
Мы оказались в яме, как и многие другие государства, 2006 г. - можно расценивать как падение в яму или как съеживание искусственного пузыря. Экономика постепенно придет в себя и ее возрождение прежде всего будет зависеть от восстановления экспорта, а это значит от восстановления самых важных для нас торговых партнеров - Германии, России, государств Балтии.
Такое восстановление действительно произойдет. Но это не означает, что мы можем уже расслабиться и думать, что все заботы уже позади.
Главная забота ближайшего периода - научиться жить так, как мы жили в 2006 году. Когда вся экономика упала на уровень 2006 года, совершенно ясно, что на такой же уровень падают и доходы государства, которые генерирует экономика. Все тенденции наглядно указывают, что доходы бюджета государства и 'Содры' скатываются на уровень 2006 г. Это происходит не только в Литве, это происходит во всех экономиках, которых коснулся кризис.
При падении доходов на уровень 2006 г. самый большой и больной вопрос остается тот же - что делать с расходами, большая часть которых остается на уровне 2008 г. Мы можем видеть, какие большие дефициты будут формироваться, если мы не предпримем меры по их уменьшению. Многие из этих расходов - социально чувствительные (пенсии, пособия, выплаты, зарплаты) и они в 2006-2008 гг. очень неосмотрительно и безответственно увеличивались
Сегодня, к сожалению, приходится самим себе сказать простую истину - мы должны вспомнить и научиться жить так, как жили в 2006 году. Чем скорее все мы научимся жить с такими бюджетными ассигнованиями, какие были в 2006 году, тем больше на пользу будет всем: и людям, и экономике, и политикам.
Главный вывод
Упадок экономики - больно бьет по всем. Многие процессы зависят от того, что происходит во всем мире. И поднимаемся, и проваливаемся все вместе и все схоже. Может быть, и не очень большое утешение, однако оно позволяет осознать реальность и не оказаться во власти мифов - что мы самые плохие или что мы просто - 'зона несчастья'.
Осмыслив это, попытаемся поверить небольшим признакам оптимизма, давайте иногда поглядывать на более отдаленный горизонт - как будет выглядеть Литва через 5 или 10 лет и, приободрившись, пойдем по этому пути. Отталкиваясь от того, где мы упали. От 2006 года.
Андрюс Кубилюс - премьер-министр Литвы
***
Разумеется, в период такого беспрецедентного кризиса и экономического спада очень популярно объяснять, что спад предопределили ошибки правительства. В Литве это особенно популярная версия, потому что резкий спад совпал с началом работы нового правительства.
***
Сегодня, к сожалению, приходится самим себе сказать простую истину - мы должны вспомнить и научиться жить так, как жили в 2006 году. Чем скорее все мы научимся жить с такими бюджетными ассигнованиями, какие были в 2006 году, тем больше на пользу будет всем: и людям, и экономике, и политикам.
_____________
Мы отмечаем не рекорды, а духовную победу ("Delfi", Литва)
Литвой управляют в лучших традициях СССР? ("Delfi", Литва)