Интернет-издание "Газета.ру" опубликовало статью Дмитрия Медведева, в которой он предлагает свое видение дальнейшего развития России. О смысле и значении этой публикации спорили в эфире Радио Свобода журналист, политолог и социолог.
"Газета.ру" позиционирует себя как либеральное издание, которому доверяют читатели, уставшие от новостей, предлагаемых центральными каналами российского телевидения. Потому сегодняшнюю публикацию многие наблюдатели расценили как попытку Кремля достучаться до либерально настроенной части общества.
Статья, озаглавленная "Россия, вперед!", начинается призывом президента к читателям принять участие в дискуссии о настоящем и будущем России. Дмитрий Медведев обещает, что "оценки, замечания и предложения будут учтены при подготовке послания президента России Федеральному Собранию". Далее идет довольно объемный и совсем непривычный для интернет-пользователей текст на 10 страницах.
По словам главного редактора "Газеты.ру" Михаила Михайлина, его издание давно охотилось за эксклюзивом от президента, демонстрирующего в последнее время готовность открыто общаться с журналистами. Сначала, как рассказал Михайлин в интервью Радио Свобода, обсуждалась идея провести онлайн интервью с президентом на сайте "Газеты.ру". Но в итоге, по обоюдному согласию, остановились на публикации такой, отчасти программной, статьи.
- Информационное пространство сейчас реально сузилось. Думаю, наиболее элитная часть публики давно уже ушла в Интернет, читает новости гораздо более независимые, чем показывают на телевидении. Она, возможно, не знает о том, что президент говорит в своих прекрасных телеинтервью Первому, второму каналу и НТВ. Эта часть публики доверяет очень небольшому количеству изданий, к числу которых относится и "Газета.ру". Вот к этой публике и обратился сегодня Дмитрий Анатольевич, - считает Михаил Михайлин.
По мнению эксперта Центра Карнеги Алексея Макаркина, публикация статьи Дмитрия Медведева в либерально настроенном интернет-издании явно демонстрирует дефицит сил, на которые мог бы опереться президент.
- Я вижу здесь попытку заручиться поддержкой людей, которые сейчас сдержанно и критично относятся к Кремлю, к власти. Поддержкой, в том числе, либеральных групп общества. Тех, которые хотели бы изменений, но не доверяют Кремлю, которых Кремль в свое время оттолкнул. Это своего рода сигнал, что Кремль готов разговаривать с этими людьми, готов искать поддержку и среди оппонентов. Другой вопрос - удастся ли обрести эту поддержку. Потому что, с одной стороны, Кремль говорит устами президента, что необходимы серьезные демократические изменения, нужно перестраивать экономику и т.д. С другой стороны, речь идет об этапности, о том, что изменения не могут быть ускоренными, а должны быть органичными, плавными... И важно, что именно услышит либеральное общество. Думаю, тут оно, как у нас обычно, разделится. Потому что одни его представители готовы к серьезным, но постепенным изменениям, понимают, что какие-то обвальные реформы могут привести к политическому, экономическому обвалу, что уже в нашей истории, как правильно говорит президент, происходило. А другая его часть, скорее всего, останется в оппозиции по двум причинам. Первая - неверие, что президент способен что-то изменить. Вторая же состоит в том, что многие российские либералы, особенно за время, когда их считали практически врагами, изрядно радикализировались. Эта радикализация значительной части либералов может стать препятствием для конструктивного диалога с Кремлем, того диалога, который, я считаю, вполне искренне предлагает президент, - прогнозирует Алексей Макаркин.
Но вот заведующий отделом социально-политических исследований "Левада-центра" Борис Дубин к статье президента в "Газете.ру" относится несколько иначе, считая ее появление скорее результатом закулисных игр, чем выражением желания президента наладить контакт с либерально настроенной частью общества.
- Конечно, некоторая демонстрация либерализма в публикации Дмитрия Медведева есть. Я бы только не назвал публикацию статьей. Скорее, она похожа на некий черновик. Это важно, потому что у черновика - особая судьба, он должен во что-то еще превратиться. В данном случае почему-то поспешили с черновиком. Почему? Возможно, есть некие внутриполитические закулисные причины. В последнее время президент и премьер явно играют в игру, похожую на соревнование "кто будет лучше выглядеть на кастинге". Есть ли этот кастинг? Кто его ведет? Что за этим стоит? Не могу сказать. Но, думаю, не учитывать этот существенный момент нельзя.
Теперь о том, что, собственно говоря, предложено. Мне это больше всего напомнило маниловские мечтания: хорошо было бы устроить в России вот то, то и то. Большая часть текста написана именно в такой манере: ученые построят, строители откроют, мы соберем, мы назначим, мы еще что-то такое сделаем: Одновременно присутствует и некоторое "вызывание духов", и такой советский тип отчета, плана. Есть, безусловно, следы демократического, либерального лексикона. Но надо различать и другие "красные нити", которые проходят через весь текст: слово "держава", слова о том, что мы хорошо вооружены и должны быть хорошо вооружены, чтобы никто на нас не покусился. Повторяю, текст явно промежуточный, черновиковый. Почему и кто так спешит с этим черновиком? - задается вопросом Борис Дубин.
Примечательно, что статья "Россия, вперед!" буквально через час после публикации в "Газете.ру" появилась на сайте "Русского журнала", главным редактором которого является Глеб Павловский, в свое время бывший чуть ли не личным политтехнологом Владимира Путина. Некоторые наблюдатели предположили, что цель публикации в настолько разных по направленности интернет-изданиях - соблюсти баланс. Возможно, текст был специально составлен таким образом - "и нашим, и вашим" - чтобы угодить максимальному количеству людей, привлечь возможно больше сторонников?
Эта версия не кажется Борису Дубину убедительной:
- Вообще-то говоря, власть и население, включая его образованные, продвинутые, интеллектуальные слои, оторваны друг от друга безнадежно. Поэтому я не думаю, что это апелляция к населению. Мы видим проявление каких-то телодвижений, производящихся на самом верху. Зачем они транслируются обществу? И, что важно, транслируются именно через Интернет? Думаю, не для того, чтобы начать дискуссию или искать сторонников. Это соревнование: кто первый дорвался до большого эфира. Сомневаюсь, что власть сегодня вообще рассчитывает на какую-то поддержку. Характер нынешней власти таков, что она в основном рассчитывает на равнодушие, на то, что большая часть населения по социальным, экономическим, культурным причинам придет и проголосует - когда нужно и как нужно. Но до выборов далеко. Поэтому, похоже, здесь есть какие-то гораздо более близкие цели, и эти цели не связаны с отношениями между властью и населением, властью и образованной частью общества.
Для редактора "Газеты.ру" публикация статьи Дмитрия Медведева в "Русском журнале" стала большим сюрпризом. Здесь были уверены в эксклюзивности материала.
- На момент публикации, то есть на 9 часов 54 минуты, если не ошибаюсь, "Газета.ру" обладала эксклюзивным правом на публикацию этого материала. Что произошло потом, я не знаю. Кто-то, может быть, сделал это по согласованию с пресс-службой президента, кто-то, может быть, сделал это по своей инициативе... - говорит Михаил Михайлин.
В полдень тот же материал появился еще и на официальном сайте Дмитрия Медведева с указанием, что источник публикации - пресс-служба администрации президента. В таком контексте выступление в "Газете.ру" уже не выглядит попыткой Дмитрия Медведева привлечь внимание либерально настроенной части пользователей Интернета. Напротив, этот факт может намекать на готовность независимых изданий к публикации материалов, подготовленных в кремлевской администрации.
Хороший ход, чтобы дискредитировать независимые издания в глазах их постоянных читателей.
__________________
Медведев критикует Россию ("Le Figaro", Франция)
Евангелие от Москвы ("Geopolitika", Литва)