В четверг российский министр иностранных дел Сергей Лавров ясно дал понять, что Москва не поддержит новую серию жестких санкций против Ирана в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций. Он также проигнорировал американский график по обеспечению прогресса в деле отказа Ирана от своей программы производства ядерного топлива.
Прозвучавшие в Москве комментарии Лаврова заставили американских представителей признать, что новые санкции ООН против Ирана в ближайшее время вряд ли возможны. Это ставит под угрозу важный элемент широко разрекламированной дипломатической стратегии президента Барака Обамы по Ближнему Востоку. "Мы очень разочарованы сегодняшней позицией России", - заявил высокопоставленный представитель США.
Это заявление также нанесло удар по надеждам на то, что "перезагрузка" в отношениях США и России заставит Москву поддержать важные приоритеты во внешней политике Америки.
Прошел всего день с того момента, как американские официальные лица предупредили, что у Ирана уже достаточно обогащенного урана для изготовления бомбы при условии его дальнейшего обогащения, и Лавров сказал, что переговоры начнутся без навязываемого графика. Он также заявил, что даже если Иран попытается создать оружейное ядерное топливо, это не останется незамеченным, и будет достаточно времени на то, чтобы должным образом отреагировать. "Не думаю, что эти санкции будут одобрены Советом Безопасности ООН", - отметил Лавров.
Президент Барак Обама назвал сентябрь крайним сроком для подвижек на переговорах с Ираном. Соединенные Штаты и их союзники планировали добиться международного консенсуса по поводу санкций к моменту завершения через две недели сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Но России принадлежит право вето в Совете Безопасности.
Заявления Лаврова прозвучали на фоне политической бури в Израиле, которая разразилась в связи с появившейся информацией о тайном визите премьер-министра Беньямина Нетаньяху в Москву в начале этой недели. Израильские средства массовой информации немедленно предположили, что он поехал туда, чтобы предотвратить поставки российских средств ПВО в Иран, которые могут помешать авиаударам со стороны Израиля. Более правдоподобную причину этого визита назвали некоторые аналитики: предложение Москве организовать израильско-палестинский мирный саммит, чтобы придать вес этим переговорам.
Заявление Лаврова, прозвучавшее в четверг на ежегодной встрече российских экспертов, известной как Валдайский клуб, стало вторым за два дня ударом по надеждам США уговорить Иран отказаться от реализации своей ядерной программы под угрозой международных санкций - таких как запрет на поставки в эту страну товаров первой необходимости, например, бензина и прочих нефтепродуктов.
Высокопоставленные американские представители заявили в четверг, что прозвучавшее днем ранее предложение Ирана по ядерному вопросу "оскорбительно" для западных стран, которые надеялись на дипломатическое урегулирование проблемы. По словам одного из этих представителей, в распространенном Тегераном документе ничего не говорится ни о производстве ядерного топлива, ни о сроках переговоров. Это свидетельствует о том, что Иран не готов по-настоящему вести переговоры, возможно, из-за беспорядков в связи с недавними выборами.
Этот официальный представитель добавил, что Тегеран пытается создать такие рамки переговоров, в которых вопрос об обогащении урана вообще не будет обсуждаться. "Но этого совершенно определенно не будет", - заявил он.
Лавров не согласился с американской оценкой, отметив, что в предложении, которое Тегеран направил США, России, Китаю, Франции, Британии и Германии, "есть кое-что, чем можно воспользоваться". Он подчеркнул, что Иран в разосланном документе заявил о своей готовности провести всесторонние переговоры о безопасности в регионе.
"Им нужны равные позиции в этом региональном диалоге, - сказал он, - Иран это партнер, который никогда и никоим образом не наносил вред России".
В связи с той отповедью, которая прозвучала из Тегерана и Москвы, у Вашингтона почти не осталось вариантов действий в попытках предотвратить создание Ираном запасов уранового топлива, которые, как считают правительства США и Европы, могут спровоцировать гонку ядерных вооружений на Ближнем Востоке. Израиль уже намекнул, что может провести серию авиаударов по ядерной инфраструктуре Ирана, чтобы предотвратить это.
Лавров, похоже, не придал значения настоятельным предостережениям США и Израиля. Если Иран попытается обогащать уран до оружейного уровня, сказал он, ему придется перенастраивать каскады центрифуг, а это будет немедленно отмечено камерами слежения венского Международного агентства по атомной энергии. И останется достаточно времени на то, чтобы должным образом отреагировать, сказал он.
Западные ядерные аналитики отмечают, что если Иран сумеет произвести достаточное количество высокообогащенного урана, он сможет довольно быстро изготовить действующий ядерный боезаряд. Иран заявляет, что обогащенный уран нужен ему исключительно в мирных целях.
По словам Лаврова, он приветствует изменения в "манере поведения" администрации Обамы, а также ее готовность слушать других. Он заявил, что этим новая администрация резко отличается от администрации экс-президента Джорджа Буша. Министр отметил, что Россия после "перезагрузки" отношений с Вашингтоном уже согласилась предоставить США возможность перебрасывать свои войска и военную технику через российскую территорию в Афганистан. По его словам, Москва и Вашингтон взаимно заинтересованы в успехе военных действий в Афганистане.
Вместе с тем, Лавров весьма скептически отозвался о глубине изменений в подходах США при Обаме, несмотря на российскую точку зрения о том, что многополярный мир, в котором Соединенные Штаты являются просто "первыми среди равных", все больше ограничивает способность Америки навязывать свою волю всему миру. Он добавил: "Думаю, никто в этой аудитории не верит, что американская администрация может забыть свою стратегическую цель: оставаться ?1".
Лавров заявил, что ожидаемые действия США по отказу от планов размещения системы противоракетной обороны в Восточной Европе не могут считаться уступкой России. Такие действия будут лишь исправлением прошлых ошибок США.
_________________________________________________________
Иран затуманивает надежды на дипломатическое решение ("The Wall Street Journal", США)
Китай призывает к переговорам с Ираном вместо санкций ("The Washington Times", США)
Не ведет ли Москва двойную игру по поводу иранского ядерного оружия? ("Foreign Policy", США)