Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Семена разрушения

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
К середине 2001 года тренировочные лагеря "Аль-Каиды" в Афганистане гудели от новостей о том, что готовится какая-то крупная операция. Ее детали были известны только узкому кругу помощников Усамы бен Ладена, смертникам-исполнителям и их инструкторам. Однако слухи о приближающихся драматических событиях циркулировали неделями. Даже сам бен Ладен намекал на готовящийся теракт и призывал обучаемых в лагере "Фарук" молиться за "братьев в Америке".

К середине 2001 года тренировочные лагеря "Аль-Каиды" в Афганистане гудели от новостей о том, что готовится какая-то крупная операция. Ее детали были известны только узкому кругу помощников Усамы бен Ладена, смертникам-исполнителям и их инструкторам. Однако слухи о приближающихся драматических событиях циркулировали неделями. Даже сам бен Ладен намекал на готовящийся теракт и призывал обучаемых в лагере "Фарук" молиться за "братьев в Америке".

Бен Ладен знал, что против его мечты нанести эффектный удар по Соединенным Штатам выступают многие в джихадистском движении, и что такой теракт внесет раскол в ряды "Аль-Каиды". Поэтому он хранил этот проект в тайне даже от своего управляющего совета - шуры.

Об острых дебатах по поводу стратегии бен Ладена и о возникшем в результате расколе в рядах джихадистского братства можно судить по внутренней переписке "Аль-Каиды", которую обнаружили американцы, а министерство обороны США рассекретило и опубликовало. Этот бесценный набор документов дает интригующую возможность взглянуть изнутри на раскол в рядах террористической организации до и после событий 11 сентября 2001 года.

"Операцию с самолетами" разрабатывали семь лет. Это было детище родившегося в Кувейте и учившегося в США инженера Халида Шейха Мохаммеда (Khalid Sheik Mohammed), широко известного по кличке ХШМ. Он вступил в ряды "Аль-Каиды" в конце 90-х и предложил бен Ладену использовать рейсовые самолеты в качестве оружия для нанесения удара по США.

Бен Ладен ухватился за это предложение, составил список целей для нанесения удара, и отобрал первых четырех агентов-смертников, которые должны были подготовиться к осуществлению данного плана.

В 1996 году бен Ладен объявил "священную войну американцам". Но его призыв поддержали далеко не все союзники. Сопротивление возникло в рядах самой "Аль-Каиды", и кроме того, стремление Усамы нанести удар по США не разделяли его афганские хозяева-талибы.

После переезда бен Ладена из Судана в Афганистан в 1996 году его отношения с "Талибаном" были весьма напряженными. Хотя лидер талибов Мохаммед Омар (Mohammad Omar) с радостью предоставил убежище бен Ладену, из-за нападений "Аль-Каиды" на посольства США в Кении и Танзании в 1998 году, а также из-за атаки на американский военный корабль Cole в Йемене в 2000 году режим талибов подвергся мощному давлению со стороны мирового сообщества.

В попытке установить контроль над Усамой талибы конфисковали его спутниковый телефон и взяли бен Ладена под вооруженную охрану. В июне 2001 года Омар заявил, что любая фетва (религиозное решение) бен Ладена недействительна, потому что он не имеет права их объявлять.

Омар опасался - и совершенно правильно - что прямое нападение на США заставит Америку объявить войну талибам в тот момент, когда они одерживали победу над своим давним противником Северным альянсом. Однако Омар не стал изгонять бен Ладена и сдавать его врагам.

Сопротивление планам нанесения удара по США было еще сильнее в рядах коллег бен Ладена по совету "Аль-Каиды" - шуре. Активнее всех выступал военный стратег и ветеран джихада из Египта Мустафа Хамид (Mustafa Hamid), известный среди его сотоварищей по имени Абу Валид аль-Мисри (Абу Валид Египтянин).

Абу Валид был легендой среди моджахедов. Этот инженер-механик из университета города Александрии вступил в "священную войну", когда Советы вторглись в 1979 году в Афганистан. Там он стал прославленным командиром и стратегом. Он внимательно изучал военную историю и много писал. Его обширные дневники и корреспонденция, частично опубликованные на исламистских вебсайтах, и частично найденные американцами, представляют собой уникальную летопись джихадистского движения.

Абу Валид в 2000 году женился на австралийке Рабийе Хатчинсон (Rabiyah Hutchinson), которая благодаря своим связям в джихадистском движении и работе по проектам здравоохранения в Афганистане поддерживала тесные контакты с "Талибаном" и "Аль-Каидой". Хатчинсон вспоминает:

"Абу Валид был исключительно умным и добродушным человеком. Он был также очень либеральным и современным".

А вот, что касается его взглядов на бен Ладена: "Абу Валид уважал Усаму за его умение держать себя. Он говорил, что Усама очень простой, смиренный и харизматичный человек. Но он ненавидел ваххабитов. Он никогда не считал Усаму лидером и никогда не называл его "эмир".

О роли Абу Валида в "Аль-Каиде" и о его сложных отношениях с бен Ладеном написано в докладе Центра по борьбе с терроризмом военной академии Вест-Пойнт, который называется "Cracks in the Foundation: Leadership Schisms in al-Qa'ida, 1989-2006" (Трещины в основании: расколы в руководстве "Аль-Каиды", 1989-2006).

В докладе отмечается, что определяющей чертой характера Абу Валида был его прагматизм. "Он относился к джихаду прежде всего как к вооруженной борьбе", и считал, что "главное требование к джихадистской стратегии заключается в ее эффективности, а не в ее идеологической чистоте или символической мощи".

Абу Валид считал бен Ладена безнадежным военачальником. После провальной вылазки против русских в Афганистане в 1989 году под руководством бен Ладена Абу Валид описал ее весьма образно, сказав, что "дудочник повел на заклание кучу детей". Он заявил, что если бы был главным, то отдал бы бен Ладена под трибунал и приговорил его к смертной казни. Абу Валид считал "нездоровым" самовластный стиль руководства бен Ладена и писал, что "ограниченный менталитет "Аль-Каиды" всегда будет катастрофически сказываться на ее действиях".

Даже будучи назначенным в шуру "Аль-Каиды" в 1998 году в знак признания его военных заслуг, Абу Валид продолжал критиковать эту организацию, назвав ее в 2000 году "беспорядочным хаосом".

Будучи близким союзником и другом Омара, Абу Валид считал, что цель джихада заключается в создании исламского государства в Афганистане, в связи с чем борьба со сверхдержавой является самоубийством.

"Он считал, что со стороны афганцев это полное сумасшествие - думать о том, чтобы выступить против Америки, - вспоминает Хатчинсон, - он полагал, что это похоже на размахивание красной тряпкой перед носом огромного разъяренного быка".

Тем не менее, бен Ладен не обращал особого внимания на такие опасения, и до самого конца держал свой план в тайне ото всех, кроме самых верных помощников.

В 2001 году руководитель "Аль-Каиды" проявлял растущее нетерпение. Первоначально операция с самолетами была запланирована на май 2001 года, однако ХШМ нужно было больше времени на ее подготовку. Бен Ладен постоянно теребил его, требуя ускорить проведение операции. Об этом стало известно из показаний ХШМ, который были изложены в отчете комиссии по терактам 11 сентября.

В один их моментов отчаявшийся бен Ладен заметил: "Я добьюсь этого, даже если мне придется заниматься этим самому". Об этом рассказал один из задержанных членов "Аль-Каиды".

И лишь в конце августа бен Ладен уведомил шуру, что теракты против США будут осуществлены в ближайшие недели. Его заявление вызвало бурные споры, и большинство членов совета выступили против. Бен Ладен проигнорировал их возражения, а ХШМ заявил, что осуществит задуманное, даже если шура прикажет ему отменить операцию.

Одним из самых активных противников терактов был Абу Валид, который назвал атаки 11 сентября "трагическим примером того, как совершенно бессмысленно используют исламистское движение".

Еще одним несогласным был зять Абу Валида Саиф аль-Адель (Saif al-Adel), также входивший в состав совета. Он написал, что эти нападения превратили джихад "из неудачи в катастрофу".

Хатчинсон вспоминает, что 11 сентября была в доме Абу Валида в Кандагаре и поливала огород, когда услышала новости о терактах. "Весь город будто прорвало. Раздались выстрелы, люди кричали и вопили "Аллах акбар", и сигналили, сидя в своих машинах на улице".

В ворота вбежал Абу Валид и закричал: "Они взорвали башни-близнецы! Шабаб (молодые люди) на самолетах врезались во Всемирный торговый центр!"

Спустя пару часов, когда по телевизору показали кадры обрушения башен-близнецов, Абу Валид взялся за голову и запричитал: "Ялла (О, Боже), что они наделали!"

После этого он стал самым яростным критиком бен Ладена. Он заявил, что Соединенные Штаты одержали победу в "психологической войне", заставив бен Ладена поверить, будто он "превратился в великую, страшную и сверхмощную силу". Теперь это заблуждение оказывало действенное влияние на его решения и поступки.

После терактов, когда Соединенные Штаты готовились нанести ответный удар по Афганистану, две фракции в руководстве "Аль-Каиды" разделились и разошлись в разных направлениях. Умеренные во главе с Абу Валидом перешли афганскую границу и ушли в Иран, где их задержали и посадили под домашний арест Стражи исламской революции. Считается, что Абу Валид до сих пор находится в заключении в Иране, отрезанный от внешнего мира.

Бен Ладен и его верные сторонники бежали в горы восточного Афганистана, где благополучно пережили беспощадные бомбежки коалиционных сил во главе с США, а после этого в декабре 2001 года пересекли границу и укрылись в Северо-Западной пограничной провинции Пакистана, где проживают местные племена и царит беззаконие.

В 2002 году казалось, что "Аль-Каида" и ее союзники талибы выбились из сил, потерпели поражение и стали малочисленными. Но благодаря ряду факторов эти группировки выжили.

Во-первых, некоторые элементы в рядах вооруженных сил и спецслужб Пакистана, а также исламистские партии, контролировавшие значительную часть северо-запада страны, обеспечили им защиту. Во-вторых, хотя движение джихада проводило перегруппировку сил и восстанавливалось, Соединенные Штаты приняли роковое решение, переключив свое внимание на другую войну - в Ираке.

Пакистанский писатель Ахмед Рашид (Ahmed Rashid) в своей книге " Descent into Chaos" (Сползание в хаос) пишет, что реакцией Вашингтона на возрождение "Талибана" было "полное отрицание". Афганистан был проигнорирован, "американские войска лишились технических средств наблюдения и слежения, которые необходимы для поимки бен Ладена, потому что все перебросили в Ирак". И пока США и Австралия были заняты в Ираке, пакистанский район проживания племен превратился в центр терроризма и новую стартовую площадку для "Аль-Каиды" и "Талибана", который сегодня угрожает безопасности и суверенитету как Афганистана, так и самого Пакистана.

Третий фактор, обеспечивший выживание "Аль-Каиды", заключался в том мощном резонансе, который получила ее борьба в мире. Западу понять это очень трудно.

Вот что пишет Вахид Браун (Vahid Brown) из вест-пойнтского Центра борьбы с терроризмом: "Реальная сила "Аль-Каиды" заключается вовсе не в ее партизанских боевых группах. Свои силы она черпает в способности трансформировать местные беды и заботы активистов со всего мира в объединяющую их идею апокалиптического конфликта между цивилизациями".

Раскол нашел отражение во внутренней борьбе военных пуристов, таких как Абу Валид, которые считали, что "Аль-Каида" должна быть в основном партизанской силой, и идеологами во главе с бен Ладеном, которые видели в ней этакое брендовое название, "боевое знамя, воодушевляющее и объединяющее группировки всего мира, ведущие жестокую борьбу исламистского сопротивления", как пишет Браун.

В итоге возобладали идеи бен Ладена, что позволило "Аль-Каиде" восстановить ущерб, нанесенный ее военной мощи. Тот мировой бренд, который задумал бен Ладен, живет и процветает. Он будет жить и процветать и впредь, даже если или когда создавший его человек будет схвачен либо убит.

Сэлли Нейбор - старший репортер The Australian и программы АВС 4 Corners. Она автор книг "In the Shadow of Swords" (В тени мечей) и "The Mother of Mohammed" (Мать Мохаммеда).

__________________________________________________________

Выборы ухудшили ситуацию в Афганистане ("The Guardian", Великобритания)

Бывший агент ЦРУ охотится за бен Ладеном в бесплодных землях Пакистана ("The Times", Великобритания)

Обсудить публикацию на форуме