МОСКВА. Сотни лет мореплаватели мечтали о коротком пути через Арктику, который позволил бы им ускорить торговое сообщение между Азией и Западом. И вот два немецких судна скоро завершат свое первое плавание по этому маршруту, чему помогло отступление арктического льда, связанное, как считают ученые, с глобальным потеплением.
Суда отправились в путь из Южной Кореи в конце июля. На этой неделе они начнут последний отрезок своего плавания, выйдя из сибирского порта в голландский Роттердам с грузом стройматериалов весом 35000 тонн.
Российские суда давно уже перевозят товары по этому арктическому пути, пролегающему вдоль длинной береговой линии этой страны. По этому маршруту, который называют то Северный морской путь, то Северо-Восточный проход, в российские порты доставляли топливо и два танкера, один финский, а второй латвийский.
Но русские надеются, что после прохода немецких судов этот путь назовут надежным судоходным маршрутом, и что благодаря таянию льдов и экономическим выгодам от сокращения расстояний (северный путь на тысячи миль короче различных южных маршрутов) этот проход в Арктике будет в летний период составлять конкуренцию Суэцкому каналу.
"Задуматься об использовании этого маршрута нам позволило глобальное потепление", - заявила в интервью по телефону пресс-секретарь бременской судоходной компании Beluga Group из Германии Верена Бекхузен (Verena Beckhusen).
Профессор географии из университета города Фэрбенкса Лосон Бригэм (Lawson W. Brigham), руководивший работой по составлению международного доклада об арктической коммерции, который называется "Оценка морского судоходства в Арктике", заявил, что арктический переход двух немецких судов является первым по-настоящему коммерческим плаванием по всему Северо-Восточному проходу от Азии до Запада.
Он ставит в заслугу компании Beluga то, что она не побоялась бросить вызов летним водам Арктики, которые по-прежнему опасны, несмотря на начавшееся в последние годы отступление кромки морского льда, а также российской волоките с ее запутанной системой разрешений и регулирующих норм.
"Это в равной степени пробное испытание по преодолению бюрократии и льда", - заявил океанограф доктор Бригэм, который в прошлом был капитаном ледокола в береговой охране.
Но он также сказал, что арктические морские пути еще не скоро смогут начать отнимать работу у Суэцкого и Панамского каналов.
Руководство судовой компании сообщило, что к субботе будет завершена выгрузка 44 узлов и деталей для российской электростанции, после чего суда возьмут курс на Роттердам, чтобы доставить туда остальной груз.
Полосы пакового льда по-прежнему опускаются длинными языками длиной в сотни миль с ледовой шапки Северного полюса, а ледники арктических архипелагов сбрасывают в океан айсберги, которые очень опасно дрейфуют в освободившихся ото льдов летних водах. Однако, по информации российского министерства транспорта, этот маршрут в наши дни почти всегда можно пройти от начала и до конца.
Пара судов водоизмещением 12700 тонн, с укрепленным для защиты ото льда носом - Beluga Fraternity и Beluga Foresight - большую часть пути шли в сопровождении одного или двух российских атомных ледоколов в качестве меры предосторожности, хотя на маршруте они встретили лишь небольшие и разрозненные плавающие льдины. При прохождении наиболее опасного участка маршрута в самой северной точке Сибири - пролива Вилькицкого моряки видели, что льдом была покрыта половина поверхности моря.
"Если не считать стресса, то это экономически и экологически выгодный короткий путь между Европой и Азией, - написал капитан Beluga Foresight Валерий Дуров в ответ на направленные ему электронной почтой вопросы об этом коварном отрезке маршрута, - в таком плавании преимущество в несколько миль может перевесить задержки в ожидании чистой воды".
В 1553 году британский путешественник и исследователь Хью Виллоуби (Hugh Willoughby), пытавшийся пройти по этому маршруту в надежде отыскать путь с Запада в Азию, погиб вместе со своим экипажем. В начале 18-го столетия русский исследователь датского происхождения Витус Беринг прошел на санях по побережью на пути в Аляску.
И лишь в 1914 году российский адмирал Борис Вилькицкий нанес на карту названный его именем пролив, который отделяет Азию от островов Северной Земли на самой высокой широте арктического маршрута, говорят российские эксперты по судоходству.
И тем не менее, этот регион зачастую настолько забит льдами, что может оказаться непроходимым даже в летний период и даже с ледокольной проводкой. В 1983 году в середине лета российское судно было затерто и раздавлено плавающими льдами западнее Аляски.
Но по мере того, как Арктика теплеет, а морской лед летом отступает от берегов, государства и компании начинают уделять все больше внимания вопросам ресурсов, торговых маршрутов и безопасности, которые всплывают на поверхность в этом прежде закованном в ледовый панцирь захолустье.
Все чаще проводятся испытания и на маршруте Северо-Западного прохода, представляющего собой извилистую сеть проливов в канадской Арктике. Но он пока не стал надежным коммерческим путем для судоходства, и ходят по нему в основном лишь военные корабли и исследовательские суда.
Хотя окно для навигации по российскому Северному морскому пути открывается всего на несколько недель в году, на нем можно сократить от нескольких дней до нескольких недель плавания, а также большое количество топлива. Например, длина маршрута из японской Иокогамы в Роттердам по Северо-Восточному проходу примерно на 4450 миль короче, чем широко используемый сегодня маршрут через Суэцкий канал, о чем сообщает российское министерство транспорта.
Президент компании Beluga Group Нильс Столберг (Neils Stolberg) заявил на этой неделе, что арктический транзит это не эксперимент, а начало открытия Северного морского пути для внешних перевозок. По словам Столберга, у его компании на будущее лето уже есть новые контракты на перевозку 1000 тонн грузов из Азии в Сибирь.
"Мы очень гордимся и радуемся тому, что стали первой западной судоходной компанией, которая успешно провела свои суда по легендарному Северо-Восточному проходу с его чрезвычайно сложными условиями и благополучно доставила важный груз", - отметил Столберг в своем заявлении.
Российское правительство формально открыло Северо-Восточный проход для иностранных кораблей после распада Советского Союза, но до сих пор ни одно коммерческое грузовое судно не отваживалось пройти по нему от начала до конца.
Николай Монко, возглавляющий управление Северного морского пути в российском министерстве транспорта, заявил, что сейчас существует установка на популяризацию этого маршрута. Министерство, сказал он, рассматривает вопрос о снижении фиксированного тарифа на ледокольную проводку и спасательные операции в случае необходимости.
Цель заключается в том, чтобы создать источник и стабильный поток доходов от атомного ледокольного флота страны, насчитывающего шесть ледоколов, которые проводят по Северному морскому пути караваны судов, а также покрыть постоянные затраты, например, на навигационные маяки, сообщил он.
Для прохода по маршруту требуется разрешение, поскольку он пролегает по российским территориальным водам. Отставной капитан ледокола "Таймыр" Александр Ольшевский, который сегодня возглавляет Федеральное агентство морского и речного транспорта, говорит о том, что он и остальные сотрудники его ведомства выступают за понижение тарифов, видя в этом средство для расширения навигации и получения доходов для поддержания в рабочем состоянии ледоколов, бакенов и прочих навигационных средств.
"Ледовая обстановка 20 лет назад была намного суровее", - говорит он.
__________________________________________________________
Неисследованные воды нанесут на карты - при помощи ледоколов ("The Globe And Mail", Канада)
Аналитики в недоумении: Россия готовит десант на Северный полюс ("Ottawa Citizen", Канада)