Недавнее соглашение Бишкека с Москвой о создании новой военной базы на юге Кыргызстана осложняет отношения между центральноазиатскими странами. Руководители Узбекистана и Таджикистана ставят под сомнение логику решения Кремля и предостерегают, что новая база может стать источником региональной нестабильности.
В начале августа президент РФ Дмитрий Медведев и президент КР Курманбек Бакиев договорились о размещении на юге Кыргызстана базы, которая будет функционировать под эгидой возглавляемой Москвой Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Окончательное соглашение по этому поводу, прописывающее конкретные условия, должно быть подписано сторонами к 1 ноября.
Этот шаг вызвал взрыв негодования со стороны Ташкента. В заявлении, распространенном сразу же после объявления о достигнутой договоренности по базе, внешнеполитическое ведомство Узбекистана отмечало, что база может дать импульс для "возбуждения различного рода националистических противостояний".
Официальная реакция Таджикистана на объявление о создании базы ОДКБ была не столь панической. Но, по мнению ряда видных политических деятелей, таких как председатель Социал-демократической партии Рахматулло Зоиров, новый военный объект не окажет положительного стратегического воздействия на регион.
"В российской базе в Центральной Азии нет никой необходимости, – приводит слова Зоирова "Радио Свободная Европа/Радио Свобода". – Если государства региона не смогут договориться друг с другом о совместном обеспечении центральноазиатской безопасности, они рискуют распасться и исчезнуть с лица земли в результате соперничества между крупными державами".
В Кыргызстане же должностные лица и политические аналитики подчеркивают внутриполитическую нестабильность и потенциальную обстановку небезопасности как причины для дальнейших шагов по созданию базы. "Юг Киргизии входит в Ферганский ареал, а этот регион на самом деле очень взрывоопасен, – заметил 10 августа кыргызский политолог Марат Казакпаев в интервью агентству "Немецкая волна". – Там наблюдаются явления и религиозного экстремизма, и политического экстремизма, и, возможно, международного терроризма".
Как сообщил EurasiaNet один представитель ВС Кыргызстана из города Ош – одного из возможных мест расположения базы – размещение такого объекта является внутренним делом страны и не подлежит обсуждению на региональном уровне. "Кыргызстан – суверенное государство, которое может само выбирать себе политику и партнеров. Решение о базе является нашим внутренним делом, нравится это соседним странам или нет", – отметил он.
Другие полагают, что Узбекистан просто играет ставшую уже привычной подрывную роль. "Во всех постсоветских интеграционных образованиях у Узбекистана всегда особое [противоположное] мнение. Честно говоря, он часто входит в состав этих организаций и начинает дезинтеграционные процессы, – отмечает Казакпаев. – Что в этой ситуации должна делать Киргизия? Я думаю, не стоит обращать внимание на такие демарши Узбекистана, нужно продвигаться, исходя из своих национальных интересов".
Соглашение о кыргызско-российской базе пришлось на момент возникновения политического спора между Узбекистаном и Кыргызстаном, толчком к которому послужили майские нападения боевиков на расположенный в Ферганской долине город Андижан и на узбекский населенный пункт Ханабад близ кыргызской границы. В последние недели Узбекистан провел фортификационные укрепления на границе и пригрозил прекратить поставки газа, если Бишкек в самое ближайшее время не покроет свои долги на сумму в 18 млн. долларов.
Узбекистан также объявил о планах построить собственную базу близ Ханабада. По словам аналитиков, такой шаг со стороны Узбекистана призван скорее укрепить безопасность внутри страны, чем стать ответом на российско-кыргызские планы. Правда, при всем этом узбекские обозреватели склонны рассматривать соглашение о создании базы ОДКБ как стремление Кремля наказать администрацию президента Ислама Каримова за отход от предначертанной Москвой политической линии.
Согласно публикациям в местной прессе, власти трех южных провинций Кыргызстана на территории Ферганской долины в Баткене, Джалалабаде и Оше лоббируют теперь размещение базы в своих регионах.
Как рассказали EurasiaNet местные жители, они очень хотят, чтобы здесь появилась эта база, поддерживая идею укрепления двусторонних связей между Бишкеком и Москвой. "Если это [база] углубит отношения с Россией, то я это поддерживаю, – сказал EurasiaNet один пенсионер из города Ош. – Россия так давно нам помогает. Мой сын работает [трудовым мигрантом] в России. И многие другие зависят в своих заработках от России".