Пассажиры, летящие из Москвы в Пекин, взлетают в одном мире, а приземляются в другом.
С одной стороны - убогий, тускло освещенный аэропорт 'Шереметьево' в российской столице, в котором не хватает кресел и клубится густой сигаретный дым. С другой - новый пекинский 'Терминал-3' стоимостью 3,8 миллиардов долларов, с высокими стеклянными стенами, журчащими фонтанами и парящей крышей, напоминающей дракона в полете.
Пока цены на нефть были высокими - прошлым летом они дошли до рекордных 147 долларов за баррель - купающаяся в нефтедолларах Россия хвалилась изменить мировой порядок. Сейчас, когда они упали вдвое, экономика получила тяжелый удар. Теперь само российское правительство признает, что это - тупик.
Китай же, хотя его экспорт упал, и накал экспансии несколько снизился, продолжает оставаться мощным экономическим двигателем, который, возможно, будет способен вытащить мир из рецессии.
Несмотря на свое дерзкое поведение за рубежом, внутри страны России приходится бороться с имиджем страны третьего мира и поставщика сырья. На вопрос о российской экономике, пекинский аналитик Хэ Цзюнь (He Jun) усмехается, складывает руки как во время молитвы и говорит: 'Нефть и газ'. Другими словами, российской экономике остается только молиться за то, чтобы цены на нефть и газ поднялись.
'Я думаю, что Россия превратилась во второразрядную экономику', - считает Хэ, заместитель генерального директора Anbound Group - ведущей финансовой консалтинговой компании в Пекине.
Последние данные статистики это подтверждают. Несмотря на последствия финансового кризиса, ВВП Китая - то есть сумма всех продуктов и услуг - вырос во втором квартале 2009 года на 7,9 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года. ВВП России за прошлый квартал упал на целых 10,9 процента.
Президент России Дмитрий Медведев недавно признал, что дела обстоят скверно.
'Так дальше развиваться нельзя. Это тупик, - заявил, как сообщают российские новостные агентства, Медведев 10 августа в ходе встречи с лидерами политических партий на черноморском курорте Сочи. - Кризис поставил нас в такие условия, когда мы должны будем принять решение по изменению структуры экономики. Иначе у нашей экономики нет будущего'.
С учетом общих черт, существующих между ними - наследия коммунистических экономик и авторитарного правительства у власти - основное различие, видимо, в правителях. Китайские чиновники много лет аккуратно проводили реформы, в частности превращая прибрежные зоны в центры экспорта, и постепенно переходя от государственного контроля к частному предпринимательству.
'Возможность того, что Россия последует в экономике примеру Китая, обсуждалась сначала советским руководством, а потом российским... однако страна пошла по другому пути, - рассказывает Михаил Делягин, частый критик Кремля, бывший в девяностые годы экономическим советником президента Бориса Ельцина. - Экономика начала меняться- и с тех пор продолжает меняться - в интересах узкого круга бюрократов, которые решили, что грабить страну выгоднее, чем развивать ее'.
Кремль позволил инфраструктуре России разрушаться, не смог диверсифицировать экономику и избавиться от нефтегазовой зависимости и дал установиться в стране атмосфере беззакония. Российские бизнесмены зачастую должны не только платить взятки, но и беспокоиться из-за 'рейдерства' - разбойничьей тактики правоохранительных или налоговых ведомств, закрывающих фирмы, которые потом захватываются людьми, тесно связанными с Кремлем или его доверенными лицами.
Проблемы идут сверху, считает Валерий Соловей, аналитик московского либерального исследовательского центра "Фонд Горбачева".
'Они не любили и не любят свою страну и ее народ, и всячески грабят их, - говорит Соловей. - Все постсоветские правительства рассматривали страну как колонию... В России никто не думает о будущем. Все хотят как можно быстрее делать деньги и готовы, не раздумывая, зарезать курицу, несущую золотые яйца'.
Разумеется, некоторые аналитики в Пекине и в Москве сомневаются в устойчивости китайского роста. Будет ли он продолжаться, когда в следующем году закончится 585-миллиардный пакет экономических стимулов? Сможет ли страна перейти от ориентации на экспорт к внутреннему потреблению?
Тем не менее, сейчас вряд ли кто-либо в китайском руководстве согласился бы поменяться местами с русскими.
__________________________________________________________
Испытание для системы отпусков России ("Жэньминь жибао", Китай)
Есть только ГЭС ("Евразийский Дом", Россия)
Российская экономика в свободном падении ("La Tribune", Франция)