Поскольку Иран вот-вот обретет то, что глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мохаммед Эль-Барадеи (Mohammed El Baradei) называет "прорывными возможностями" в предполагаемых попытках создать ядерное оружие, одним из главных приоритетов Вашингтона стало заручиться российской поддержкой для введения новых санкций ООН против Тегерана. Но несмотря на собственную озабоченность по поводу иранской ядерной программы, Россия продолжает выступать против ужесточения санкций. В четверг ее министр иностранных дел Сергей Лавров практически исключил возможность того, что Москва поддержит новые санкции ООН в Совете Безопасности. Давние попытки Вашингтона заручиться содействием со стороны России потерпели неудачу, и администрации Обамы необходимо перенести фокус своих усилий на другое направление, пока у нее остается еще время, чтобы предотвратить создание Ираном ядерного оружия.
В отличие от США и их союзников, пресечение ядерных амбиций Ирана не относится к категории важных приоритетов России. Москва по-прежнему озадачена тем, что она считает маниакальной озабоченностью Америки по поводу Ирана. А российские лидеры неоднократно - и искренне - заявляли, что хотя Россия не хочет превращения Ирана в ядерную державу, Москва не намерена платить высокую цену, чтобы не допустить создания Тегераном ядерного оружия.
Российская сдержанность объясняется целым рядом причин. В связи с тем, что Запад не хочет заниматься бизнесом с Тегераном, российские компании нашли в Иране весьма выгодные возможности. Торговля между Россией и Ираном быстро развивается. В прошлом году товарооборот между двумя странами превысил по сумме 3 миллиарда долларов, а в предстоящие годы ожидается его дальнейшее быстрое увеличение. В значительной мере двусторонняя торговля между Россией и Ираном осуществляется в областях, которые Кремль считает стратегически важными. Тегеран это крупный покупатель продукции российской военной промышленности, а российский газовый монополист "Газпром" участвует в разработке гигантского газового месторождения Ирана "Южный Парс". Россия принимает активное участие в несекретной ядерной программе Тегерана, и компании, связанные с ее министерством атомной энергетики, строят атомную электростанцию в Бушере.
Несмотря на разногласия из-за стремления Тегерана создать собственное ядерное оружие, между Россией и Тегераном существует тесное дипломатическое партнерство в других областях. Такое партнерство зародилось в конце 90-х годов, когда Москва и Тегеран тесно сотрудничали в целях прекращения кровопролитной гражданской войны в Таджикистане. Во время первой чеченской войны (1994-1996 гг.) Россия обвиняла Иран в том, что он готовит и поставляет боевиков-исламистов с российского Северного Кавказа, а также занимается экспортом исламского радикализма в соседствующие с Россией страны Центральной Азии. Но к началу второй чеченской войны в 1999 году между Россией и Ираном произошло сближение, и вопрос об иранском вмешательстве уже не стоял.
Принимая во внимание способность Ирана экспортировать свою радикальную идеологию и организовывать террористические нападения за рубежом, российские стратеги хорошо понимают, что усиление конфронтации с Тегераном, на чем настаивают Соединенные Штаты Америки, может иметь для России опасные последствия. После периода затишья, длившегося несколько лет, российский северокавказский регион вновь переживает время серьезной нестабильности, которая проявляется в серии смертоносных атак террористов-смертников в Дагестане и Ингушетии. Хотя причиной такой нестабильности является бедность и злоупотребления во власти, Кремль понимает, что исламские экстремисты вполне могут воспользоваться недовольством местного населения, как было в Чечне десять лет тому назад. Москва хочет добиться того, чтобы у иранских мулл не было никаких причин и поводов для нового вмешательства в дела и проблемы Северного Кавказа.
России также выгодна напряженность во взаимоотношениях Тегерана и Запада. Из-за западных санкций Тегеран не может продавать свой газ на дающий хорошую прибыль европейский рынок. Вместо этого главными поставщиками газа в Европу остаются Россия и "Газпром".
Если Иран вырвется из цепей международной изоляции благодаря отказу от своей ядерной программы или смене режима власти, европейские страны и энергетические компании наперегонки бросятся туда заключать сделки, чтобы снизить свою зависимость от Москвы. Консорциум, занимающийся вопросами строительства газопровода Nabucco, по которому в Европу в обход России планируется поставлять 30 миллиардов кубометров газа в год, уже громко требует разрешить ему заключить контракт с Тегераном. У Кремля нет никаких стимулов делать что-либо в ущерб своей способности использовать поставки газа в качестве рычага давления на европейских потребителей.
США вряд ли удастся убедить Россию пойти на существенные шаги против Ирана (Вашингтон уже фактически сдал свой самый главный козырь в политическом торге - запланированную к развертыванию в Восточной Европе систему противоракетной обороны, против которой выступает Москва).
На данный момент продолжение попыток достижения договоренности с Москвой ведет лишь к затягиванию процесса, в то время как Иран успешно продвигает свою программу. Соединенным Штатам надо прекратить подчеркивать необходимость содействия со стороны России, и вместо этого сосредоточиться на создании совместного фронта со своими главными союзниками в Европе и на Ближнем Востоке, а также продолжить настаивать на проведении прямых переговоров с Тегераном. Хотя в теории российская помощь может оказаться полезной, Вашингтону придется искать пути самостоятельного решения иранской ядерной проблемы.
___________________________________________________________