Встреча президентов четырех прикаспийских стран: Медведева, Алиева, Назарбаева и Бердымухаммедова в рамках неформального саммита в казахском городе Актау, несомненно, вызывает интерес у различных государств, находящихся далеко от Прикаспийского региона.
Если Россия, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан смогут договориться по вопросу добычи и транзита прикаспийского газа, то это заметно повлияет на поступательное движение американского влияния вглубь Евразии. Большой интерес к этим консультациям и в Европе, которая устала от американо-российского энергетического противостояния и в принципе готова согласиться получать газ из Прикаспийского региона по российскому сценарию, то есть без 'Набукко'. Пристально смотрит за саммитом и Китай, который опасается в результате потерять дешевый туркменский газ. Нервно реагирует Иран, где понимают, что де-факто и без них остальные четыре прикаспийских государства могут решить спорные вопросы, при этом без оглядки на неурегулированность правового статуса Каспия.
По всем признакам, мы на пороге новой геополитической интриги, результаты которой могут значительно повлиять не только на транспортировку энергоресурсов, но и на расклад сил в каспийском и близлежащих регионах. Налицо попытка России, разыграв каспийскую энергетическую карту, упрочнить свои позиции на мировой политической арене. Следя за событиями, развивающимися в Прикаспийском регионе и вокруг него, невольно постоянно вспоминаются отрывки из книги великого советского историка и этнографа Льва Гумилева 'Тысячелетия вокруг Каспия', кстати, впервые увидевшей свет не где-нибудь, а именно в Баку в 1991 году.
В это смутное время начала 90-х годов, в период развала Советского Союза, 'Тысячелетия вокруг Каспия' стала фундаментальным итогом всей научной деятельности Гумилева, ученого, выдвинувшего ряд научных оригинальных идей, за которые ему пришлось в советское время не раз оказываться на тюремной койке.
Сейчас, когда постепенно оседает строительная пыль и мусор, поднявшийся в Евразии в результате крушения СССР, начинают постепенно прорисовываться традиционные геоисторические контуры интересов государств, появившихся на обломках Союза. Приходит понимание неизбежности совмещения и согласования национальных, политических, экономических и иных интересов между постсоветскими странами и, пожалуй, наиболее четкое об этом представление имеют государства Каспийского региона, а именно Россия, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан. Говоря о России, нельзя не отметить, что она сегодня стоит перед выбором, откуда начать претворение модной и актуальной ныне евразийской модели сотрудничества - с Запада или же с Востока? Опять-таки контуры и цели современной евразийской теории четко в своих трудах показал Лев Гумилев. И сколько бы так называемые западники не критиковали гумилевскую идею о союзе Славяна и Турана (некогда единого славяно-тюркского субэтноса), время показывает, что данная конфигурация имеет неплохие шансы реализоваться и принести наконец-то покой, стабильность, а значит и поступательное процветание не только прикаспийским странам, но и более широкому геополитическому ареалу в Евразии.
Мы начали с России, потому что она является ведущим государством региона, а значит, имеет все шансы стать инициатором нового геополитического проекта со странами Прикаспийского региона. Дальновидный Гумилев называл Каспий 'пупком планеты', откуда питаются и берут начало практически все глобальные историко-политические проекты. Этот регион временами превращался в огнедышащий вулкан, а затем обманчиво затихал, не привлекая к себе веками внимание. Великое переселение народов 4-15 вв., Великий шелковый путь и еще много эпохальных событий и проектов неразрывно связаны с Каспием, который носит, пожалуй, даже не столько геополитическую, сколько сакральную роль для судьбы многочисленных народов и государств Евразии.
Новый виток интереса к Каспию начинается в 19-м веке, когда вслед за вхождением большей части этого региона в состав Российской империи, вдобавок в мире началась новая энергетическая эпоха, в которой прикаспийские углеводородные запасы сыграли ключевую роль. Именно с Каспием и в первую очередь с Азербайджаном связано такое понятие, как промышленная разработка нефтегазовых ресурсов. Видно, недаром Лев Гумилев в смутные 90-е, незадолго до своей смерти, приезжал в Баку, которому он и доверил рождение своего детища - книги 'Тысячелетия вокруг Каспия'. В ней наглядно показана цикличность мировой истории и ее непосредственная связь с природной цикличностью Каспия, раскрыта зависимость политических процессов, появления и исчезновения государств от геологических, географических и этнографических факторов.
Гумилев поставил диагноз политических болезней Каспийского региона и указал выход из них, суть которого в сплочении государств Каспия на основе выработки общего интереса к использованию богатств региона.
________________________________________________________
Прикаспийские страны не пригласят Тегеран на свой саммит ("Los Angeles Times", США)