Киев, Украина. - Когда российские войска нанесли сокрушительное поражение грузинской армии в результате прошлогодней войны между двумя странами, а затем заняли позиции, с которых им теперь надо отступать, многие эксперты провозгласили новую эпоху в отношениях Москвы с бывшими советскими республиками.
В соответствии с расхожим мнением, Россия вернулась в роли региональной державы - причем всерьез. Москва направила недвусмысленный посыл своим бывшим сателлитам: она не допустит никакой угрозы своим жизненным интересам в регионах, которые она рассматривает как свою сферу влияния. Если власти Бишкека или Баку попытаются предпринять что-нибудь нежелательное, Кремль, как открыто показали события в Грузии, предпримет чрезвычайные меры для того, чтобы заставить своенравное правительство вернуться обратно в строй.
Бессчетное количество бумаги и чернил было с тех пор посвящено обсуждению российской неосоветской внешней политики под управлением премьера Владимира Путина и президента Дмитрия Медведева. И, вероятно, это все правда: Медведев говорил о регионах 'привилегированных интересов', которые включают в себя бывшие советские республики.
Но с момента грузинской войны наблюдается одна странная вещь: экс-республикам забыли доложить, что Медведь Вернулся. Пока внимание было сосредоточено на новой агрессивности Кремля, Бишкек, Ташкент и другие тихонечко шли своим путем.
Президент Киргизстана Курманбек Бакиев дал задний ход сделке, которая, казалось, уже была достигнута с Москвой. - О закрытии американской военной базы. Вместо этого он решил продлить аренду. Туркменистан ссорится с Россией по поводу цен, по которым Ашхабад продает свой газ Газпрому, российскому энергетическому монополисту. Узбекистан рьяно протестовал против запланированной российской базы возле его границы на юге Киргизстана, называя ее угрозой своей безопасности. А Белоруссия, некогда считавшаяся практически придатком российского политического тела, более антизападная, чем сам Кремль, в последние месяцы усердно пыталась улучшить свои отношения с США и Евросоюзом за счет Москвы.
По славам Оксаны Антоненко, программного директора по России и Евразии в Международном институте стратегических исследований (IISS) в Лондоне, для бывших советских государств, особенно в Центральной Азии, российский налет на Грузию был 'признаком того, что им следует отдалиться насколько возможно'.
'Все озаботились тем, чтобы ограничить российское влияние. Они увидели пересечение границы, которая никогда раньше не пересекалась, и это вызвало у них сильное беспокойство', - говорит Антоненко, добавляя, однако, что 'бывшие советские спутники могут отдалиться относительно - с учетом их экономических связей и географической близости с Россией'.
Ситуация проявляется еще четче на фоне отсутствия единой внешней политики России. Хотя Путин и Медведев, кажется, едины по поводу основного вопроса защиты власти России за рубежом, они, очевидно, расходятся по поводу способов ее достижения, и иногда вступают в прямое соперничество друг с другом.
Это разделение стало очевидным в недавних противоречивых движениях России в отношении своего славянского соседа Украины, которая после Оранжевой революции 2004 года открыто, продвигала прозападную и пронатовскую политику.
11 августа, в крайне необычном для международной фигуры жесте, Медведев написал открытое письмо украинскому руководству, которое затем дополнил видео-посланием на сайте Кремля.
Аккуратно (или угрожающе, зависит от точки зрения) одетый во все черное, Медведев высказал резку критику в адрес украинского правительства, - насмешка, интерпретированная как направленная в первую очередь в сторону президента Ющенко. Медведев атаковал антироссийскую политику Украины, включая 'беспрерывную агрессию' в отношении российского Черноморского флота, который размещается на Крымском полуострове на юге Украины, а также планы по обновлению газовой системы страны без участия Москвы.
Медведев сказал, что Россия не станет направлять на Украину нового посла, и присовокупил к этому свои собственные соображения на тему грядущих президентских выборов. Он сказал, что надеется на то, что 'новое руководство Украины' будет готово работать с Россией 'на принципиально другом уровне - уровне стратегического партнерства'.
Несколько недель спустя Путин и Юлия Тимошенко встретились в рамках церемоний в Польше по поводу годовщины начала второй мировой войны. Премьер-министры согласились сократить украинский импорт газа из России, что являлось основным спорным вопросом в конфликте между двумя странами.
Соглашение урезало угрозу (хотя и не уничтожило саму вероятность) очередной газовой войны этой зимой, а также продемонстрировало крепкие рабочие отношения Путина и Тимошенко.
Однако, картину усложняет появление еще одного игрока во внешней политике, в лице патриарха Российской православной церкви Кирилла, который в июле посетил с десятидневным визитом Украину, где действует крупная православная община. Кирилл отрицает политическую природу визита, так что визит мог быть, а мог и не быть частью глобального плана по усилению влияния России на Украине с помощью религиозных каналов, как писали местные СМИ. Но, что бы там ни было, патриарх открыто говорил о единстве двух наций, и кое-где столкнулся с протестами.
В конечном итоге, раздробленная внешняя политика России в ее 'ближнем зарубежье' и способность экс-республик продвигать более независимые стратегии могут быть временным феноменом. Очень много обсуждается, например, что Путин будет выставлять свою кандидатуру на президентских выборах в 2012 году, что поможет ему вернуть свое доминирование на всех уровнях. 'Окно возможности не будет открыто вечно', - говорит Антоненко из международного института стратегических исследований.