"Неэффективная экономика, полусоветская социальная сфера, неокрепшая демократия, негативные демографические тенденции, нестабильный Кавказ. Даже для такого государства, как Россия, это очень большие проблемы". Автор этого лапидарного заявления – не оппозиционер, ускользнувший от цензуры, а президент Дмитрий Медведев. Именно так, черным по белому, он выразился в статье, вышедшей в ежедневном российском издании "Газета" 11-го сентября нынешнего года. Наряду с этим высказыванием, рисующим крайне обескураживающую и на удивление реалистичную картину, Медведев в своей статье обозначил программу мер по решению самых насущных социальных проблем. Среди них – алкоголизм, "национальное бедствие", как выразился президент. Он настоятельно попросил правительство ограничить рекламу алкогольных напитков, конкретизировать временные рамки и места, где распивать спиртное запрещено, особенно несовершеннолетним.
Еще один национальный бич, названный Медведевым, – коррупция. В день публикации президентского письма другое ежедневное издание, "Независимая газета", напечатало отчет, обсуждавший трехкратное увеличение за минувший год среднего уровня коррупции в России. Как сообщил в воскресном выпуске New York Times, даже Ikea подготовила гражданский иск, протестуя против невидимых пошлин, которыми облагает каждый ее торговый центр растущая российская коррупция.
Призыв Медведева знаменателен еще и потому, что задействует средство коммуникации, крайне не типичное для российской гражданской культуры: Интернет. Сама по себе публикация письма в "Газете" – уже послание. Это один из ведущих в стране онлайн-таблоидов, обращенный, следовательно, к народу – а не к партиям, интеллигенции или финансовой элите.
Правда, Медведев практикует онлайн-обращения с тех самых пор, как в 2008 году вступил в президентскую должность. Его речи тиражируются в том числе посредством роликов на Youtube; граждане имеют возможность посылать сообщения в Кремль по электронной почте. Упомянутая выше президентская статья завершается подписью Медведева и электронным адресом: kremlin@gov.ru. Чувствуется школа Обамы. Хотя в Кремле русскоязычный Интернет, Рунет, воспринимают скорее как способ показать себя, а не как поле для дискуссий.
Статья Медведева о кризисе в России рискует породить другой кризис – в верхушке российской власти. Двоевластие Путина и Медведева может дать крен из-за трений между реформаторским президентским крылом и группой консерваторов, сплотившихся вокруг премьер-министра. Прежде Медведев уже подчеркивал свою пролиберальную позицию, нацеленную на снижение бюрократии и искоренение коррупции. Однако стена путинской власти неизменно отклоняла эти реформы. Теперь что-то изменилось.
Как свидетельствуют российские газеты, наблюдая за кризисом на Кавказе, Медведев вывел международную политику из-под главенства Путина. Именно он, Медведев, принимает закулисные меры, стремясь изолировать Кадырова в Чечне и нейтрализовать его брутальные методы управления – неизменно встречавшие молчаливое согласие Путина. Именно Медведев встречает в Москве Уго Чавеса, когда тот приезжает с признанием, пока только словесным, независимости Абхазии и Южной Осетии.
Политическая активность российского президента ставит его выше премьер-министра в вертикали власти. Реформаторство Медведева оказывается, таким образом, способом реформировать саму правящую верхушку. Интересы России пересекаются с личными интересами ее президента.
Задолго до Медведева, 10 марта 1985 года, в день смерти генсекретаря компартии СССР Черненко похожий сигнал тревоги подал "отец гласности" Александр Яковлев. "Больше мы так жить не можем" – тогдашние его слова. На следующий день генсеком был назначен Горбачев, и это стало началом конца. Медведев публично объявил о структурном кризисе в России, который истеблишмент упорно замалчивает. Но реформаторско-либеральная альтернатива для Кремля остается маловероятной ввиду растущей конкуренции между Медведевым и Путиным в преддверии президентских выборов 2012 года.
В сущности, самая выразительная часть медведевской статьи – это ее заглавие: "Вперед, Россия!" Чем не политическая программа. Путин в ответ на активность Медведева заявил на следующий день, что на выборах 2012 года они соревноваться не будут. Значит, у власти останется кто-то один. После статьи ответ на вопрос, кто именно, совсем не очевиден.