Европа готовит новый механизм сотрудничества со странами Южного Кавказа. Об этом сообщила пресс-секретарь генерального секретаря ЕС Кристина Галлак.
Вчера началась двухдневная встреча министров иностранных дел стран Европейского союза по обсуждению вопроса энергетического сотрудничества с регионом, а также углубления сотрудничества исходя из принципов, согласованных в рамках программы "Восточное партнерство" ЕС. Инициатива "Восточное партнерство", в которую включены Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина, официально запущена на саммите ЕС, который прошел 7-8 мая в Праге. Для реализации программы ЕС выделил 600 миллионов евро на 2009-2013 годы. В рамках программы "Восточное партнерство" предполагаются переговоры о введении зон свободной торговли, заключении стратегических соглашений, осуществлении проектов по обмену студентами, защите окружающей среды и энергообеспечение и упрощении, а затем отмене визового режима. ЕС уже начал процесс облегчения визового режима и реадмиссии с Украиной, Молдовой и Грузией. По словам пресс-секретаря, министры обсуждают, конкретно какими путями будет расширяться сотрудничество с Южно-Кавказским регионом, что в дальнейшем будет сопровождаться специфическими действиями. По словам К.Галлак, ЕС намерен рассматривать проекты с Азербайджаном, Арменией и Грузией в региональном аспекте (1news.az).
Начнем с того, что, безусловно, ЕС сегодня находится в постоянном поиске механизмов сотрудничества с постсоветскими странами. Ситуация такова, что в Евросоюзе на примере Грузии прекрасно понимают, что бывает, когда та или иная международная структура предпринимает попытки интегрировать постсоветские республики, взаимоотношения с которыми Россия считает монопольным правом. Сегодня Москва выстраивает жесткую структуру постсоветского пространства, пытаясь патронировать ряд республик через такие организации, как ОДКБ и ШОС. А на примере Грузии она явно продемонстрировала имеющиеся у нее в наличии инструменты и рычаги влияния: провоцирование нестабильности за счет нерешенных конфликтов. Таким образом, надеяться на то, что Россия невозмутимо и нейтрально взирает на процесс политической интеграции ЕС с постсоветскими республиками, было бы наивно. Тем более что между Россией и ЕС по-прежнему существуют глубокие разногласия в некоторых ключевых областях, которые трудно устранить в короткое время.
Также наивно было бы предполагать, что в Кремле не понимают, что попытка сближения Евросоюза с бывшими советскими республиками имеет целью не столько установление тесных отношений, ведущих к членству этих государств в ЕС, сколько решение проблемы безопасности энергопоставок. После "газовой войны" отношения, например, с Украиной и Грузией, осуществляющими транзит газа, стали для Европы критически важными. Грузия, транспортирующая азербайджанскую нефть, доля которой в потреблении Европы весьма незначительна, представляет интерес для Европы как потенциальный транзитер центральноазиатских ресурсов, если Казахстан и Туркменистан отдадут предпочтение транскавказскому транзитному пути.
_____________
Война в Грузии - урок для Европы (Georgica, Грузия)
"Набукко", Карабах и перезагрузка мира ("BBCRussian.com", Великобритания)