Современная Россия после смены президентов не отказалась от требований реванша за 'крупнейшую геополитическую катастрофу столетия'. Когда партия Путина проводит 'саммиты' с лидерами здешних 'судетских русских', представляя их единственными настоящими партнерами и исключая добрососедскую политику со всеми остальными, она повторяет давнюю политику другого 'национального лидера'.
Чтобы увидеть параллели между политикой России в отношении 'соотечественников' и идеологией Великой Германии Гитлера, не нужно напрягать фантазию, следует только в роли судетских немцев представить местных русских и схема проявится даже слишком отчетливо. Эстония попала в то же самое положение, что и чехи до Второй мировой войны.
Мюнхенская сделка в 1938 году было крупной ошибкой западных государств, о чем стало ясно лишь годы спустя, когда фюрер приступил с помощью одного генерального секретаря вновь насыщать свой разгулявшийся аппетит.
Сейчас Москва обвиняет в тогдашней жажде сделок Мюнхен и западные государства. Доктрина Путина-Лаврова, однако, явно готовит второй Мюнхен, теперь за счет Эстонии, Латвии, Грузии и Украины. Если только найдутся те, кто таким же образом поддастся им, как Запад Гитлеру в 1938 году.
Чехословакия стала независимой в 1918 году, но народ, бывший до того хозяином, не был готов смириться с произошедшим. Судетские немцы тут же захотели отколоться от нового государства. Поначалу это было безуспешно, пока они не увидели в Гитлере настоящего освободителя, который их освободит от власти 'дискриминирующих' чехов. Лидером судетских немцев стал получех, полунемец Контрад Хенлайн, который потребовал раздробить Чехословакию и еще больше усилить Великую Германию.
'Встречи на высшем уровне' с одной силой
Еще о 'встречах на высшем уровне' Гитлер-Хенлайн. Гитлер провозгласил, что есть только одна сила, с которой он готов вести дела, и играл с этим небольшим народом как хотел, ликвидировав на пути к мировой войне Чехословакию как государство. Хенлайн, правда, получил в награду всего лишь должность гауляйтера (высокий партийный чиновник самоуправления - ред.), он утратил влияние и в конце концов не нашел в плену у американцев иного выхода, кроме как покончить с собой.
Повторим здесь ту же модель. Эстония обрела независимость в 1991 году, но и здесь 'народ-хозяин' не захотел смириться с произошедшим: Интердвижение и Высший совет трудовых коллективов поспешили выразить поддержку произошедшему в Москве путчу. Они тоже утратили влияние, пока Путин не стал для национальных единомышленников столь же великим 'освободителем', что и Гитлер для судетских немцев.
Желающих взять на себя роль гауляйтера найти нетрудно. Для вызова независимым государствам Кленского, Ушакова и Успасских (лидеры русскоязычного населения в странах Балтии - прим. Перев.), однако, оказалось недостаточно и поэтому приходится играть с картами Сависаара, Рубикса и Паксаса (выступающие за сотрудничество с Россией политические деятели Эстонии, Латвии и Литвы - прим. Перев.).
Сотрудничество Эдгара Сависаара (мэр Таллина, лидер крупнейшей оппозиционной партии Центра, визит которого на минувшей неделе в Москву вызвал резкое неприятие среди националистических кругов Эстонии - прим. Перев.) с единоличной партией власти России совершенно логично. Он пытается с помощью 'судетских русских' сохранить единоличную власть в столице Эстонии. Однако нужно всерьез спросить, хотят ли здешние русские повторить пример прокладчиков пути к мировой войне. И не слишком ли незначителен пост гауляйтера Путина для амбиций Сависаара?
Перевод: Хейно Сарап
_____________
Перед лицом поднимающейся России ("The Washington Times", США)
Потерянный шанс ("Wprost", Польша)