Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Чеченские беженцы обвиняют французских соцработников в коррупции

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как и многим другим иностранцам, семье Исрапиловых приходится жить между улицей и гостиницами. Они винят в этом коррумпированных служащих организации, ответственной за размещение беженцев, и уже обратились в суд.

Как и многим другим иностранцам, семье Исрапиловых приходится жить между улицей и гостиницами. Они винят в этом коррумпированных служащих организации, ответственной за размещение беженцев, и уже обратились в суд.

"Если вы столкнулись людьми, которые непрофессионально относятся к своим обязанностям и требуют от вас денег, и вы согласились дать письменные показания, против них будут немедленно приняты меры", - вступив в должность директора Координационного центра приема семей беженцев (CAFDA) всего полтора месяца назад, Соня Пир (Sonia Pires) столкнулась с по-настоящему взрывоопасной проблемой. Чеченские семьи утверждают, что несколько работников ее организации требовали с них взятки за ускорение рассмотрения их дел. Расценки таковы: от 2000 до 1500 евро за место в Центре приема беженцев (CADA), от 600 до 1000 евро за предоставление жилья в Иль-де-Франс, 2000 евро за жилье в Париже и от 300 до 600 евро за то, чтобы семью поселили вместе, а не раскидали по разным местам проживания.

"Такие слухи ходят уже полтора года", подтверждает Сильвэн Кюзан (Sylvain Cuzent), директор курирующего CAFDA Протестантского центра социальной инициативы (CASP). "Об этом действительно поговаривают, а чеченские семьи постоянно говорят об этом ", - говорит Аннабелла Оранж (Annabella Orange) из Чеченского комитета.

Сначала Сильвэн Кюзан начал внутренне расследование. "Дело показалось мне достаточно серьезным, и я сказал себе, что в подобной ситуации нельзя сидеть сложа руки", - объясняет он. Попытка оказалась неудачной: "Расследование не дало четкого ответа". В начале июля глава CASP принял более решительные меры: "Мы обратились в прокуратуру с заявлением против г-на X, чтобы окончательно все выяснить. Либо речь идет о лишь о слухах и расследование позволит очистить CAFDA от всех подозрений, либо его служащие действительно требовали денег и понесут в таком случае заслуженное наказание".

Теоретическое право

Исрапиловы - это одна из тех чеченских семей, которые обвиняет в недобросовестности работников CAFDA. 26 августа Ширван Исрапилов, его беременная жена и трое их детей оказались в Libération. Предыдущей ночью все они спали на улице. Как и у всех беженцев у этой семьи теоретически есть право на размещение в лагере CADA, но там сейчас нет мест. Что и говорить, из огня да в полымя.

История этой чеченской семьи банальна и трагична. Учившийся на фармацевта Ширван Исрапилов был мобилизован в российскую армию и служил спасателем во время конфликта между федеральными войсками и чеченскими боевиками. "В ходе второй войны в 2000 году я оказал медицинскую помощь сепаратистам", - рассказал он. Его арестовали и отправили в военную тюрьму, где он сидел в вырытой в земле яме. В 2004 он решил убежать. Его жена и две дочери встретились с ним в Азербайджане. Семья продолжила свое движение на Запад, побывав на Украине и в Польше (где у Исрапиловых родился сын), и в 2008 году достигла, наконец, Франции.

Примирение

На что же живут Исрапиловы? Старший брат - "богатый бизнесмен в России". "Я и сам работал", добавляет Ширван. В Азербайджане и на Украине он занимался торговлей, в Польше жил случайными заработками. "Во Франции я не нашел работы", - говорит он. "Здесь нам приходится выживать". Удивительно, но Ширван Исрапилов утверждает, что его жена и трое детей прибыли из Польши в Страсбург на такси за 1200 евро.

Приехав во Францию, муж и жена разругались и разошлись. Ответственность за них взял на себя CAFDA. Отца разместили в парижской гостинице, мать и троих детей в Нуази-ле-Гран. Дочери пошли в школу. Проведя год и восемь месяцев во Франции, они почти нагнали своих сверстников. 13-ти летняя Анжела учится в средней школе, а 10-ти летняя Залина пока еще только в начальной. В конце концов, родители помирились и ждут уже четвертого ребенка.

По непонятным причинам отношения между семьей и CAFDA не перестают ухудшаться. Мать и троих детей выставили из их гостиницы. Наверное, потому что они установили в комнате обогреватель, полагает Соня Пир. "Дело в том, что господин Исрапилов захотел вернуться, хотя и был размещен в другой гостинице. Номер для этого не подходил, был риск перенаселения", уверен Сильвэн Кюзан. У нас просто требовали денег, утверждают Исрапиловы.

История с крысами

Воссоединившейся семье CAFDA предложил другой номер в гостинице. Исрапиловы говорят, что отказались от него из-за крыс, ханжества и воровства, хотя их история, по правде говоря, малопонятна. Ширван Исрапилов разозлился, угрожал персоналу и бил стекла. В результате его увезли в участок прибывшие по вызову полицейские. "Мы сказали господину Исрапилову, что не хотим больше работать с ним из-за его несдержанности, но продолжим работать с его женой и детьми", подчеркивает Сильвэн Кюзан. "Он ответил, что об этом и речи быть не может, и ушел вместе с семьей, хлопнув дверью. Он и его близкие оказались на улице лишь по собственной инициативе".

Потеря контроля

После нескольких ночей на улице Исрапиловы появились в Libération. Единственным выходом для них остается звонить каждый день по номеру 115 (номер экстренной помощи для бездомных), чтобы найти временное жилье. Несколько дней такого мучения вынудили Ширвана Исрапилова вновь обратиться в CAFDA. Семью опять поселили в гостиничном номере, но у Ширвана уже больше нет права находиться в здании организации.

Существовала ли на самом деле попытка вымогательства со стороны служащих CAFDA, вызвавшая приступ бешенства Ширвана Исрапилова? Или все объясняется его чрезмерной вспыльчивостью? Среди чеченцев подобное поведение не является чем-то необычным: "Нам уже приходилось подбирать на улице людей, от которых отказался CAFDA из-за того, что они распускали руки", объясняет Аннабелла Оранж.

Чеченскому комитету также пришлось ограничить свою деятельность. "Было слишком тяжело. Этим людям очень плохо, война все еще живет внутри них. Они сильно страдают. И во Франции им не удается найти жилье или подать заявку на предоставление убежища".

Президент Ассоциации чеченцев в Европе Абдул-Гани Джеирханов прибыл 7 сентября в Страсбург для защиты своих соотечественников. Он собирал свидетелей перед входом в здание CAFDA, и Соня Пирес решилась обратиться напрямую к семьям беженцев. Вся толпа сразу же устремилась внутрь. Аудитория собиралась исключительно чеченская: женщины с повязанными на голову традиционными русскими платками, мужчины и дети. Директор произнесла послание своего руководства: "Если виновные существуют, они будут наказаны. Но мне нужны более весомые доказательства. Я ничего не могу сделать, пока у меня нет письменных показаний".

После собрания группа вышла на улицу, где ее в одиночестве ожидал Ширван Исрапилов. Ранее он попытался проскользнуть внутрь вместе с соотечественниками, но был пойман за руку Соней Пир: "Вам же прекрасно известно, что вы не имеете права находиться в здании CAFDA, мы обо всем договорились, не так ли?"

Для работников CAFDA тоже наступили непростые времена. "В последнее время к нам прибывает слишком много людей, в частности чеченцев", сказала Соня Пир, выступая перед семьями, которые жалуются на задержки приема у социальных служащих. "Обычно мы принимали по 5 семей в день, сейчас же их 12, 13, 14 или даже 16, как в прошлый понедельник".

Обсудить публикацию на форуме

____________________________________________________________

Чеченская связь ("The Guardian", Великобритания)

В Чечне все хорошо. Люди бегут ("Delfi", Литва)

Андре Глюксман: Франция говорит чеченцам 'нет' ("Le Nouvel Observateur", Франция)