Незадолго до передававшихся по телевидению воскресных предвыборных дебатов между канцлером Ангелой Меркель (Angela Merkel) и ее конкурентом из социал-демократов министром иностранных дел Франком Вальтером Штайнмайером (Frank-Walter Steinmeier) Spiegel сообщил, что ведомством Штайнмайера подготовлен документ, в котором излагается план вывода немецких войск из Афганистана.
В двухстраничном документе, озаглавленном "Десять шагов в Афганистане", содержится призыв сделать повышенный акцент на обучении местной полиции, чтобы афганцы как можно скорее смогли взять на себя ответственность по защите населения, что в свою очередь позволило бы немецким военнослужащим в количестве 4200 человек вернуться оттуда домой. Для реализации этой цели предлагается "существенно повысить" численность немецких военных инструкторов в Германии - сейчас их там двести человек - а также принять дополнительные меры по стимулированию членов организации "Талибан" реинтегрироваться в общество.
Хотя конкретной даты вывода войск в документе нет, в нем говорится, что "поставленной задачей является создание условий вывода войск из Афганистана в течение срока действия ближайшего законодательного мандата", то есть до 2013 года - если в стране не будет досрочных выборов.
Отвечая на вопрос об этой дате во время воскресных дебатов с Меркель, однако, Штайнмайер сказал, что не имел в виду, чтобы 2013 год стал именно датой вывода войск, - скорее чтобы к этому времени были выполнены условия, необходимые для начала процедуры вывода. Также Штайнмайер сказал, что Германия должна "договориться о конкретном расписании" с новым президентом Афганистана, чтобы решить, как долго немецкие войска должны оставаться в стране, добавив к этому, что задача стоит - "стать лишними в Афганистане".
Против немедленного вывода
Война в Германии крайне непопулярна: более 60 процентов населения желает выхода страны из состава НАТОвского контингента в Афганистане. Недавний бомбовый удар, нанесенный по запросу Германии и ставший, видимо, причиной больших жертв из числа гражданского населения, только усугубил ситуацию. Но Штайнмайер подчеркнул, что не согласен с призывами левой Партии левых к немедленному выводу.
"Если мы уйдем сейчас", - сказал Штайнмайер, - "все женщины опять попрячутся в подвалах, девочки перестанут ходить в школу, крестьяне опять начнут выращивать наркотики, и это еще далеко, далеко не все".
Во время дебатов Меркель вновь высказалась в поддержку оказания давления на афганское правительство, чтобы оно вернуло себе способность контролировать всю территорию страны. На прошлой неделе она совместно с президентом Франции Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) и премьер-министром Великобритании Гордоном Брауном (Gordon Brown) призвала провести в этом году конференцию о положении в Афганистане и высказала соображения об оптимизации организационных вопросов. В своем документе Штайнмайер написал, что участники конференции "не должны ограничиваться смутными целями".
Штайнмайер со своими комментариями подвергся критике как со стороны своих соратников по партии, так и со стороны соперников. Одни обвинили его в использовании документа как аргумента в предвыборной борьбе, другие - в том, что, назвав конкретную дату, он поставил под дополнительную угрозу гражданское население Афганистана и немецких солдат.
Возможно, впрочем, что Штайнмайеру недолго осталось возглавлять внешнеполитическое ведомство. С 2005 года его Социал-демократическая партия (СДП) выступала в роли младшего партнерта так называемой "великой коалиции" Христианско-демократического союза Ангелы Меркель (ХДС) и его баварского побратима, известного под названием Христианско-социальный союз (ХСС). После выборов 27 сентября, однако, христиане-демократы рассчитывают вступить в коалицию со Свободной демократической партией, ориентированной на представителей бизнеса: это позволит главе партии Гвидо Вестервелле (Guido Westerwelle) стать новым министром иностранных дел.
В вышедших в понедельник номерах немецких газет комментаторы единодушно высказались в поддержку плана Штайнмайера, однако по поводу полезности самого предложения мнения разделились; кое-кто даже назвал его опасным.
Вот что пишет Suddeutsche Zeitung:
"Штайнмайер понял, что наша неоднозначная миссия в Афганистане действительно не нравится людям. Он чувствует, что теперь необходимо немного надавить на страну, чтобы наметился какой-то прогресс. Вместо того, чтобы назначить конкретный срок, однако, он подрывает авторитет собственных слов, говоря, что Германия должна создать "основные условия [вывода войск] в течение срока действия ближайшего законодательного мандата". Симпатизирующие ему наблюдатели могут сказать, что Штайнмайер уверен в правильности понимания его слов, но его противники по предвыборной борьбе говорят, что он струсил....
В отношении Афганистана Штайнмайер продолжает двигаться в правильном направлении. Помогать стране восстанавливаться и не настаивать на том, чтобы она боролась с коррупцией, - это уже бессмысленно. Полной бессмыслицей будет и продолжать слать наших солдат в Афганистан, не указывая при этом, что победить талибов можно лишь тогда, когда афганцы смогут сами взять на себя ответственность за свою страну".
Вот что пишет правоцентристская Frankfurter Allgemeine Zeitung:
"[Предложение Штайнмайера] оправдано в той же мере, в коей оно очевидно. До сих пор военная составляющая международной миссии в Афганистане не должна была продолжаться вечно. Если кому-то так и показалось, дело исключительно в том, что результаты были, мягко говоря, неоднозначными, и время от времени случались рецидивы. Штайнмайер не назвал конкретной даты вывода войск, потому что она могла оказаться невыполнимой, а значит, в политическом смысле опасной. Вместо того, чтобы назвать срок, он определил задачу: сделать так, чтобы афганские солдаты и полицейские смогли как можно скорее взять на себя ответственность по обеспечению безопасности.
Это - вполне разумная стратегия выхода. Чем быстрее афганцы смогут это сделать, тем лучше будет для нас. Выражаясь другими словами, чем больше страны, участвующие в афганской кампании, готовы вложить в "безопасность", то есть чем больше политических и военных консультантов они готовы туда отправить, тем быстрее все они смогут оттуда уйти. В этом отношении предложение Штайнмайера указывает и на то, что имели место промахи [со стороны международного сообщества]".
Вот что пишет консервативная Die Welt:
"Любой согласится со Штайнмайером в том, что необходимо более интенсивно помогать Афганистану учиться самостоятельно справляться с проблемами собственной безопасности, и чем скорее, тем лучше. Но кто сказал, что подобную задачу удастся решить в течение срока действия ближайшего законодательного мандата?
Штайнмайер не сможет превзойти [главных политиков из Партии левых Грегора] Гизи (Gregor Gysi) и [Оскара] Лафонтена (Oscar Lafontaine) с их радикальными требованиями "немедленного вывода войск". Но чем ближе риторика социал-демократов подходит к риторике левых, тем большую реальность приобретает такой сценарий, при котором возникнет коалиция оппозиционных партий, ставящих популизм во внешней политике выше верности союзникам и сохранения курса".
Вот что пишет Financial Times Deutschland:
"Подняв вопрос о выводе немецких войск из Афганистана, Штайнмайер сделал не больше и не меньше, чем нарушил табу... Четыре парламентские фракции, поддержавшие ввод войск в Афганистан, давно тщательно избегают упоминаний этой темы, зная, что обсуждение может дорого обойтись в политическом плане. Тем не менее, большинство немецких избирателей предпочтут, чтобы [немецкие солдаты] вернулись домой пораньше, а не попозже.
Предложение Штайнмайера разрывает заговор молчания. Это хорошо само по себе, но сделано не вовремя. В самый разгар предвыборного сезона нет места сложным спорам и долгим объяснениям. В предвыборной кампании нужны едкие реплики и звонкие идеи... Аналогичным образом, пусть даже Штайнмайер не назвал конкретных сроков вывода войск, именно они теперь станут предметом дискуссий.
Слишком долго немецкие политики, как за ширмой, прятались за запретной темой Афганистана. Сликшом долго сторонники миссии изо всех сил избегали трудных дебатов о том, какая судьба ждет немецкую миссию в Афганистане.
Штайнмайер может пользоваться преимуществом первого политика, сделавшего шаг в сторону сближения с мнением большинства. Но это преимущество может испариться довольно быстро, потому что теперь все начнут нарушать и остальные табу тоже".
Вот что пишет Die Tageszeitung, издание с левыми взглядами:
Международная конференция по Афганистану, которую хотят провести Меркель, Браун и Саркози, - это попытка сбежать как можно быстрее с тонущего корабля и перевалить как можно больше ответственности на Карзая.
У Запада ничего не получилось, потому что Запад не смог создать реалистичную альтернативу "Талибану". Преимущество талибов в том, что им не надо быть лучше, чем конкуренты, - им достаточно дискредитировать "западную систему" и позиционировать себя как истинных защитников интересов афганского народа и мусульман...
Максимум, на что еще может надеяться Запад в Афганистане - это оставить после себя авторитарного правителя, который, как давно сказали в Америке, будет "сукиным сыном, зато нашим сукиным сыном", - и пусть он ведет страну прозападным курсом.
__________________________________________________________