Литовские политики накануне старательно отработали с белорусской оппозицией, показав, что не забывают о демократических идеалах. В день визита, 16 сентября, возможны пикеты и т.п. Но гость не грузит себя комплексами. В интервью 'Летувос ритас' накануне поездки он дал понять: мол, если я кому-то не нравлюсь как президент, это их проблемы. Со своей стороны, министр иностранных дел Литвы Вигаудас Ушацкас мотивировал контакты с Лукашенко желанием Евросоюза 'заинтересовать руководителей Беларуси западной системой и участием в программе 'Восточное партнерство'.
Добавим: наивно требовать от западного бизнеса рафинированной моральности и верности высоким идеалам. Ага, как же, будут сидеть и ждать, пока тут у нас установится образцовая демократия. Напротив, есть соблазн первыми успеть к лакомому пирогу в стране почти не тронутой пока госсобственности.
Конкретно же литовцы страшно заинтересованы переманить белорусский транзит, оставив с носом Латвию. И через Клайпеду уже идет все больше наших грузов, в то время как латышский Вентспилс нервно курит в сторонке. Лукашенко в интервью 'Летувос ритас' согрел душу деловым людям Литвы: 'Клайпеда нам близка, этот грузовой путь нам хорошо известен. Приличную часть госбюджета Литвы составляют доходы от транзита белорусских грузов через Клайпеду. Сворачивать с этого пути мы не намерены'.
Короче, изоляция пала. По весне визитом в Рим властитель с имиджем диктатора распечатал Европу - и теперь вот посещением Литвы деловито продолжает освоение нового политического пространства. При этом не вызывает сомнений, что отмашку на контакты Вильнюсу дал Брюссель. Это означает, что Евросоюз продолжает реализовывать новую стратегию прагматичного ангажирования Беларуси, постепенного втягивания авторитарного режима в свое силовое поле.
Минский аналитик Андрей Федоров отнюдь не уверен, что этот курс даст Брюсселю желанные плоды. Но ведь других рычагов влияния на европейского enfant terrible практически нет. Дозированными визитами Европа, по мнению Федорова, отламывает по кусочку пряника, 'одновременно давая понять, что шанс можно потерять, если не прислушаться к пожеланиям ЕС'.
Денис Мельянцов, политолог из ЕГУ (Вильнюс), считает, что Евросоюз пока не ломает голову над дилеммой: давать или не давать тихое согласие на четвертый срок Лукашенко. По словам эксперта, белорусский вопрос для Брюсселя не настолько важен, чтобы засучив рукава разрабатывать детализированные долгосрочные стратегии. Пока в отношении Минска реализуется общая 'стратегия втягивания'.
Да, в ноябре Совет ЕС будет принимать фигуральный зачет у белорусских властей, решать вопрос санкций: отменить, возобновить, продлить период заморозки? Эксперты дружно прогнозируют: Минск сделает ряд косметических уступок (микроскопическая либерализация медиасферы, мораторий на смертную казнь и т.п.), и Брюссель с легкой душой на время отцепится.
Но если в мозговых центрах Евросоюза особо не думают о следующих белорусских выборах, то Лукашенко наверняка думает. О сохранении власти он думает, похоже, 24 часа в сутки семь дней в неделю, включая время сна и хоккея.
И вообще, вот какой пикантный момент вырисовывается.
Пропаганда, обслуживающая Лукашенко, неизменно выставляет оппозиционеров циничными грантососами. Но, если вдуматься, сама власть все эти годы косила гранты несравнимо большие, нежели подпитка отсеченной от внутренних ресурсов, загнанной в андеграунд политической оппозиции.
Сначала под маркой братской интеграции мощным потоком шли энергетические гранты от России: дешевый газ, серый нефтяной офшор и все такое. Теперь под маркой геополитической лояльности де-факто открыт сезон грантов от Запада.
Минский политолог Валерий Карбалевич первым сформулировал парадоксальный вывод: Лукашенко может переизбраться на западные деньги. Сегодня, в разгар финансового кризиса, главным кредитором 'последней диктатуры Европы' самым фантасмагорическим образом стал МВФ. 'Проклятые буржуины' помогают латать дыры в золотовалютных резервах, держать рубль накануне новой электоральной кампании.
Тот же Валерий Карбалевич подчеркивает: оппозиция своими распрями подыгрывает Лукашенко. Сейчас Объединенные демократические силы фактически развалились, единого кандидата от оппозиции не получится, никакой цветной революции на горизонте не видно. Европе остается тихо закрыть глаза на четвертый срок Лукашенко в обмен на минимальные уступки и - что важнее всего - геополитическую лояльность. Которую он демонстрирует, в частности, непризнанием Абхазии и Южной Осетии.
Денис Мельянцов, в свою очередь, обращает внимание на то, что у ЕС нет сильной единой внешней политики. 'Белорусские власти, понимая это, пытаются договориться с отдельными правительствами и влиятельными деятелями', - говорит эксперт. В этом русле можно рассматривать весенний визит Лукашенко в Рим и неформальный ужин с Берлускони, а также недавний таинственный вояж в Минск патриарха германской внешней политики Ганса-Дитриха Геншера. В этом же контексте - и форсирование контактов с исторически близкой Литвой, считает Мельянцов.
По его мнению, у Лукашенко, конечно же, гораздо больше шансов победить на следующих выборах, нежели у любого из его вероятных конкурентов. 'Но я не говорил бы здесь о некой фатальности, - добавляет эксперт. - У оппозиции есть шанс использовать окно возможностей, чтобы расширить свой плацдарм в обществе'.
Ну а пока тихо расширяет свой плацдарм на Западе бессменный президент Беларуси. Старушка Европа понемногу привыкает к его оригинальному стилю, как привыкла к Каддафи, который уже разбивал шатер в центре Брюсселя. Белорусский же руководитель, по сообщению агентства BNS, выбирается в Литву на денек раньше, чтобы младший сын порезвился в аквапарке.
Оппоненты Лукашенко язвят: небось, теперь вместо ледовых дворцов и у нас начнут строить аквапарки?
Если же без юмора: действительно ли можно надеяться, что, как полагают иные на Западе, новая генерация белорусской номенклатуры заразится всеми этими европейскими штучками, захочет жить по западным стандартам - и запустит реформы?
Надежда, что и говорить, шаткая. Пока вполне реален феномен 'белорусского Каддафи'. Иное возможно лишь в случае, если масса белорусов не захочет жить на ливийском уровне демократии и гражданских свобод. И четко продемонстрирует это несогласие.
Хотя тут бабушка надвое сказала. Привычка жителей нашего края принимать любые реалии как данность вошла в легенды и анекдоты. Но в любом случае пресловутый белорусский вопрос суждено решать не брюссельским стратегам, а самим белорусам.
______________
Багдонас: Литву беспокоит участие РФ в строительстве АЭС в Беларуси