В эту среду в Японии было положено символическое начало гигантскому сдвигу мирового порядка, установившегося после окончания "холодной войны". Премьер-министром страны станет Юкио Хатояма, приведший свою Демократическую партию Японии к власти, долгие годы находившейся в руках Либерально-демократической партии, - и это стало историческим событием.
Но это еще не все. Восхождение Хатоямы к вершине власти второй по объему ВВП в мире страны особенно интересно, так как он осмелился публично высказаться на тему назревших перемен в схеме безопасности, предусматриваемой отношениями между США и Японей.
В своей недавней статье в New York Times Хатояма обрисовал сдвиг, наметившийся не только в Японии, но и повсюду в Азии.
"Эпоха глобализма под эгидой США подходит к концу, - написал Хатояма. - Каким же образом Япония может сохранить свою политическую и экономическую независимость и защитить свои национальные интересы, когда она зажата между США, пытающимися сохранить свое положение мирового гегемона, и Китаем, ищущим пути к гегемонии?".
Ответ, предлагаемый Хатоямой, таков: Япония должна поучаствовать в создании в Восточной Азии политико-экономического сообщества с общей валютой.
"Мы не должны забывать о том, что мы - азиатский народ", - написал он.
Долгие десятилетия США были главным торговым партнером Японии; кроме того, с момента разгрома в войне безопасность Японии тоже обеспечивали США.
Сейчас крупнейшим торговым партнером Японии стал Китай. По мере того, как мировую торговлю, подобно магниту, притягивает к себе Китай, должны меняться и схемы международных военных отношений, и не только для Японии, но и для большинства стран Азии. К Китаю это тоже относится: значительная часть экспортируемых им товаров доставляется контейнеровозами через воды, контролируемые военно-морским флотом США. У Китая есть законные коммерческие интересы, заключающиеся в защите используемых им торговых маршрутов.
Многие перемены уже начались без большой огласки, причем не только в Китае и Японии, но и во всем восточноазиатском регионе.
Япония работает над модернизацией ракетных технологий, стремясь заполучить возможность собственными силами запускать в космос спутники. В 2007 году Япония переименовала и реорганизовала свои силы самообороны в министерство обороны, а также начала размещать свои войска за рубежом в рамках международных миротворческих операций, чего раньше никогда не делалось.
Что касается Южной Кореи, то численность присутствующих в ней американских военных упала с 38 до 25 тысяч человек, а сами они перебазировались к югу от Сеула. Год назад и американскими, и корейскими войсками командовал один и тот же генерал-американец, но теперь командованием своими войсками и координацией с американскими военными занимается корейский генерал.
Полным ходом идет превращение Австралии в рудник, обслуживающий китайцев. Чем больше железной руды и природного газа Австралия поставляет в Китай, тем теснее сходятся военные интересы Канберры и Пекина. Сейчас Австралия является одним из ключевых союзников США, но постепенно доктрина безопасности этой страны будет скорректирована с учетом быстро набирающей обороты торговли этой страны с Китаем.
Австралия уже активно поучаствовала в предоставлении китайскому флоту права патрулировать берега Сомали в рамках борьбы с пиратством. Начавшееся в январе этого года патрулирование кораблями китайского военного флота иностранных вод с целью защиты китайских судов и стратегических интересов страны, по словам бывшего заместителя главы объединенного командования, а ныне - директора группы AEA Investors (Гонконг) адмирала Билла Оуэнса (Bill Owens), стало первым в современной истории подобным случаем.
Китайская армия не только быстро растет, но и ведет себя все более и более уверенно. Китай отправил несколько кораблей на острова Спрэтли, из-за которых он спорит сразу с несколькими азиатскими странами. Эти острова в Южно-Китайском море, как считается, скрывают в себе большие запасы газа и нефти, а жадному до сырья Китаю они очень нужны.
Отношения между Китаем и США в последние полтора года испортились, о чем, конечно, нельзя не сожалеть. Нынешняя ссора из-за дешевых китайских шин грозит перерасти в торговую войну. Китай недоволен тем, что США собрались поставить в Тайвань вооружения на сумму шесть миллиардов долларов, а также тем, что взятых в плен и содержащихся на базе Гуантанамо уйгуров они отправляют на остров Палау (юг Тихого океана), а не обратно в Китай. К тому же, по словам Оуэнса, Китай не одобряет того, что за последние полгода военно-разведывательные операции против Китая удвоились.
Перемены влияют не только на американский оборонный "зонтик" в тихоокеанском регионе. И китайские власти, и новый премьер-министр Японии сомневаются в том, что доллар должен быть мировой резервной валютой. Призвав ввести общую для всей Азии денежную единицу, Хатояма сказал, что переход должен пройти в течение десятилетия.
"Мы, тем не менее, должны стремиться к региональной валютной интеграции, так как это - естественное следствие быстрого экономического роста, начавшегося в Японии, продолжившегося в Южной Корее, на Тайване и в Гонконге, а затем подхваченного странами Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Китаем", - написал Хатояма. - "Мы должны приложить все усилия, чтобы выстроить постоянно действующие системы безопасности, что станет необходимым условием валютной интеграции".
По мере роста экономики Китая и расширения его роли как ключевого торгового партнера многих азиатских стран будет подвергаться все большему сомнению роль США как гаранта безопасности в тихоокеанском регионе. Также будет подвергаться все большему давлению американская валюта, причем не только со стороны Китая, но и со стороны такого давнего союзника, как Япония.
Роберт Мередит возглавляет гонконгский филиал Forbes. Ее перу принадлежит книга под заголовком "Слон и дракон. Возвышение Индии и Китая и его значение для всех нам". Раз в две недели Мередит пишет для Forbes статью
_________________________________________________________
Возрождение японской демократии ("Project Syndicate", США)
Юкио Хатояма стремится к улучшению отношений с Россией ("Reuters", Великобритания)