Москва. Ленин все еще покоится в Мавзолее, но Красная Площадьуже перестала быть 'красной'. И это при том, что в некоторых магазинах, прилегающих к этому историческому месту, до сих пор можно увидеть в продаже зимние военные шапки черного цвета с изображением серпа и молота, которые приобретают исключительно иностранные туристы, жаждущие увезти с собой какие-нибудь атрибуты исчезнувшей эпохи.
Из всего этого набора культовых вещей и символики, которые складывались в образ Советского Союза, в течение семи деятилетий строившей социализм, очень немногие хоть как-то воспринимаются в современной России, избравшей иной путь развития.
Когда я впервые посетил Москву 37 лет назад, ГУМ представлял из себя просто огромный склад, в котором покупатели с ограниченными денежными средствами приобретали одежду и обувь из весьма скромного выбора или стояли в очередях за замороженными продуктами в надежде, что они не закончатся.
Сегодня ГУМ преобразился до неузнаваемости и ничем не уступает самым дорогим магазинам Пятой Авеню в Нью-Йорке. Московские проспекты и улицы запружены самыми дорогими и престижными иномарками, а играющие всеми цветами радуги уличные вывески покончили с унылым видом советской столицы.
Одежда москвичей свидетельствует о широчайшем выборе различных моделей и аксессуаров, ранее считавшихся проявлением буржуазных пережитков и даже неким вызовом социалистической морали.
Вот наглядные плоды изменений в общественно-политическом строе, начавшиеся в 1991 году. Далеко не все могут даже представить себе ту быстроту, с которой произошли перемены.
Первое ощущение произошедших изменений чувствуется сразу же по прибытии в главный столичный аэропорт 'Шереметьево'.
Когда я впервые вступил на московскую землю в составе профсоюзной делегации христианских демократов Латинской Америки, приглашенных на XV съезд Центрального Совета советских профсоюзов, то был неприятно поражен тем, что милиционер, стоявший у люка самолета, отбирал у нас паспорта. Впоследствии нам их возвратили, когда мы покидали Москву.
Конечно, это была другая эпоха. Шла 'холодная война', в ходе которой как СССР, так и Соединенныне Штаты и их 'сателлиты' неустанно следили друг за другом, не смыкая глаз, чтобы не проиграть схватку за мировое господство. В ходе этой схватки присутствие военных или серых чиновников создавало ощущение строго социально-политического котроля.
Сегодняшний аэропрот представляет из себя нечто совсем иное. Красивые и отлично оборудованные залы ожидания и прибытия, соседствующие с магазинами беспошлинной торговли, в которых представлены товары самых знаменитых мировых фирм. Подобное разнообразие и изобилие было невозможно себе представить в обществе, где государство владело всем и контролировало все.
Сегодняшняя Москва - город дорогой. Чистка и глажка мужского костюма тут стоят порядка 46 долларов. Среднегодовой доход москвичей составляет 14.600 долларов. Поражают ухоженность и эстетика государственных и частных учреждений, свойственных богатой стране.
В Москве внимательно следят за сохранностью исторических зданий, впечатляющих утонченностью и величественностью своей архитектуры и считающихся культурным достоянием. Именно культурным, а не какого-либо политического строя. И Кремль, являвшийся символом сначала царской власти, а затем советской, продолжает бережно хранить в своих музеях драгоценные украшения, бесценные предметы искусства, конную сбрую и экипажи, старинную мебель.
Со старой Москвой соседствует новая в форме современных небоскребов и жилищных комплексов, монументальных зданий мирового финансового центра, строящегося недалеко от центра столицы, в котором разместятся биржевые компаний и представительства крупных корпораций, стремящихся получить доступ к нефтянм и иным ресурсам гиганта мировой экономики.
Демократические перемены фактически свели на нет присутствие советской символики, главной задачей которой проевозносить советских лидеров или единственную политическую партию. Тем не менее, некоторые 'сувениры' исчезнувшей эпохи до сих приобретаются иностранными туристами.
Вышесказанное не означает, тем не менее, что следы советского периода исчезли навсегда. Все еще можно встретить граждан, с ностальгией вспоминающих старую систему и даже требуют ее возврата. Но большинство граждан уже не проходит молчаливым и покорным строем перед Мавзолеем Ленина, их не обязывают отказываться от того, что считалось элементами чуждого, капиталистического образа жизни и не принуждают вступать в едниственную партию, выступающую за диктатуру пролетариата.
Закладывая основы будущего
Современная Россия направляет свои основные усилия на жилищное строительство, развитие образования, здравоохранения и сельского хозяйства, оставив в прошлом ту экономическую модель, которая выдвигала на первый план производство вооружений, как обычных так и ядерных, и строительство крупных промышленных объектов. Сейчас Москва поддерживает дипломатические отношения почти со всеми странами мира, безо всяких железных занавесов и не навязывая своих условий.
Официальная делегация Доминиканской Республики, посетившая Москву с целью налаживания сотрудничества в области торговли, туризма и образования, вела переговоры с российскими чиновниками, занимавшими высокие посты при коммунистическом режиме, которые сегодня придерживаются совершенно других взглядов относительно государственных приоритетов, сильно отличающихся от авторитарной иделогии прошлого.
Нет никаких сомнений относительно того, что в России произошли изменения как политического так и эстетического характера, но наиболее красноревичым их свидетельством является новое мышление бывших советских, а ныне российских чиновников.
И при этом не возникает необходимость беспокоить Ленина, нашедшего свой последний приют в Мавзолее, 'закрытого на ремонт' до тех пор, пока его не призовут... если, конечно, призовут.
____________________________________________________________
Москва, "Люблизон": конфликт только зреет ("BBCRussian.com", Великобритания)
Мэр Москвы пообещал "заморозить" снег в городе ("The Times", Великобритания)