Дети, просящие деньги, - обычная картина для румынских городов. И хотя в последние годы их стало меньше, на улицах Бухареста остаются сотни нищих детей.
Эта проблема возникла десятки лет тому назад. В 1966 году коммунистический диктатор Николае Чаушеску решил увеличить население страны, запретив контрацепцию и аборты в Румынии. В те времена увеличение рождаемости населения совпало с ухудшением экономического положения страны. Многие семьи были не в состоянии прокормить своих собственных детей, и дети оказывались брошенными на улицах.
С тех тяжелых времен ситуация в Румынии изменилась. Благодаря усилиям различных благотворительных организаций количество детей на улицах уменьшилось. Но проблема не стала менее острой для страны.
Многим детям, как и 14-летнему Санду, хотелось бы вести другой образ жизни. Но ему некуда идти, и у него нет никаких иллюзий относительно своего будущего. Зловонная канализация - вот его дом на данный момент.
"Я живу здесь уже восемь лет. Мой отец умер, а мать живет с другой семьей. Мой дом здесь. Мою машины или просто прошу деньги - получается где-то 10 Евро в день>, - говорит подросток.
Хоть Санду улыбается, но его жизнь в трущобах никак не назовешь счастливой.
"Недавно здесь умерла моя сестра; у нее была инфекция или что-то в этом роде. Здесь рождаются и умирают. Мы все умрем на улице, но кого это волнует?"
После падения коммунизма в Румынии Ян Тиллинг открыл приют для бездомных детей. "Casa Ioana", что означает <Дом Иоанны>, является тем единственным местом, где брошенные дети и целые семьи, оставшиеся без крыши над головой, могут остановиться на длительное время.
Ян говорит, что сейчас в Бухаресте лишь несколько сотен детей живут на улицах, что совпадает со среднеевропейскими данными. Но, по его мнению, такой прогресс отнюдь не заслуга государства.
"Во всем мире существуют одинаковые причины и следствия беспризорности. Но в этой части Европы проблема стоит наиболее остро, потому что здесь нет социальных служб, нет надежной системы, которая могла бы гарантировать этим людям ночлег и денежное пособие. Нужно пройти через длительные бюрократические процедуры", говорит основатель приюта.
Однако, это лишь одна сторона проблемы. Многие дети продолжают бродить по улицам, потому что за ними некому смотреть, или потому, что их семьи выпроводили их на улицу с целью заработка. Для многих подростков пребывание на улице стало профессией, и их число лишь увеличивается.
Леонард Анрееску уже много лет работает с уличными детьми. Он считает, что вскоре на смену уличным детям придут так называемые <дневные дети> (дети, которые выходят на улицу ради заработка), с которыми будет справиться гораздо сложнее.
"Семьи знают, что это нелегальная деятельность, они учат детей врать, выдумывать истории, и дети очень неохотно идут с нами на контакт>, - говорит координатор движения <Спасем детей>.
У него двое своих детей, и он уверен, что взрослые должны решить проблему уличных детей.
"Все эти люди могут принести много пользы обществу, если их удастся вернуть и интегрировать в общество. Но слишком мало политиков и руководителей понимают это>.
Леонард говорит, что пока изменения не придут в сознание людей, уличные дети, вместе с Дракулой и Чаушеску, будут оставаться устойчивым символом Румынии.