Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В Норвегии левые могут "подкупить" избирателей нефтяными доходами

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На этой неделе норвежцы проголосовали в защиту своей щедрой системы соцобеспечения и отклонили партии, предлагавшие снижение налогов, приватизацию и жесткие меры против иммиграции. Немецкие комментаторы утверждают, что левоцентристское правительство страны может поддерживать существующую систему лишь благодаря крупному нефтяному богатству.

На этой неделе норвежцы проголосовали в защиту своей щедрой системы соцобеспечения и отклонили партии, предлагавшие снижение налогов, приватизацию и жесткие меры против иммиграции. Немецкие комментаторы утверждают, что левоцентристское правительство страны может поддерживать существующую систему лишь благодаря крупному нефтяному богатству.

Норвегия десятилетиями наслаждается беспрецедентным богатством благодаря своим крупным нефтяным доходом, и является единственной крупной европейской страной, не входящей в Европейский Союз. На этой неделе Норвегия оказалась перед выбором: продолжить заливать свои нефтяные доходы в щедрую систему соцобеспечения или ввести снижение налогов, провести приватизацию и принять жесткие меры против иммиграции. В понедельник избиратели решили защитить существующую систему и вернули во власть правящую коалицию. Таким образом Осло остается последним бастионом левоцентристского движения в Скандинавии.

Коалиция лейбористской партии премьер-министра Йенса Столтенберга (Jens Stoltenberg), левых социалистов и центристов проводила предвыборную кампанию, основанную на защите социального государства и рабочих мест, и ей еле-еле удалось удержаться за свое небольшое большинство, получив 86 из 169 мест в парламенте. Впервые за 16 лет действующее правительство Норвегии выиграло повторные выборы.

Однако популистская Прогрессивная партия, выступавшая на платформе, предполагающей снижение налогов, приватизаци и ограничения на иммиграцию, тоже выступила хорошо, получив 22,9 процента голосов и 41 кресло. Таким образом она является второй по величине партией в парламенте. Партией руководит любящий высказываться прямо Сив Йенсен (Siv Jensen), а свою поддержку она получила, в первую очередь, за счет правоцентристской Консервативной партии. Ее жесткая кампания, обвинявшая иммигрантов в использовании благ системы соцобеспечения и совершении приступлений, разделила традиционных правых. Даже если бы оппозиционные партии и смогли получить большинство в парламете, коалиционное соглашение могло оказаться невозможным, потому что некоторые партии не хотели бы ассоциироваться с Прогрессивной партией.

В конце концов, похоже, что весы перевесило то, как правительство управлялось с экономикой. Норвегия является пятым крупнейшим экспортером нефти в мире, и с тех пор, как почти сорок лет назад в стране была найдена нефть, наслаждается громадным богатством. Страна вышла из мирового финансового кризиса практически без потерь. После короткой рецессии ее экономика вновь растет, и она может похвалиться самым низким уровнем безработицы в Европе, равняющимся 3 процентам. Правительство потратило 30 миллиардов крон (3,5 миллиарда евро или 5,07 миллиарда долларов) дополнительных нефтяных доходов на пакет стимулов для экономики.

Следовавшие одно за другим правительства собирали нефтяные доходы Норвегии в крупный государственный фонд, призванный финансировать щедрую систему социального обеспечения. Однако, многие норвежцы недовольны тем, что они считают ухудшающимися услугами, которые получают, несмотря на то, что платят одни из самых высоких налогов в мире.

Во время предвыборной кампании практически не было упоминаний внешней политики, в особенности упорного отказа Норвегии присоединяться к Европейскому Союзу. В стране проводилось два референдума по вопросу возможного членства. Последний из них был в 1994 году. Хотя тогда Солтенберг и голосовал за, сегодня он говорит, что не имеет никакого желания вести переговоры о членстве. 'Я не ищу новых поражения, - заявил он во вторник журналистам. - Меня заботят победы'.

Однако ходят слухи, что Норвегия может пересмотреть свою позицию, если Исландия решит присоединиться к блоку, состоящему из 27 стран. Норвегия и Исландия являются членами Европейской экономической зоны, что дает им доступ на рынки ЕС.

Немецкие газеты, вышедшие в среду, в основном пишут о том, что Солтенберг одержал победу, благодаря тому, как справился с кризисом, что, в свою очередь, стало возможным, благодаря огромному нефтяному богатству Норвегии. Некоторые, однако, задаются вопросом, почему Европейский Союз не играл в предвыборной кампании никакой роли.

Консервативная газета Die Welt пишет:

С 1970-х годов Норвегия быстро превратилась из довольно бедной страны в очень богатую, благодаря своим нефтяным ресурсам. Благодаря тому, что у нее есть столько нефти, страна пережила финансовый кризис без потерь.

Поэтому неудивительно, что коалиция под предводительством социал-демократов была переизбрана, даже если это и далось непросто... Большие буржуазные партии вели свою предвыборную кампанию, призывая к довольно непопулярным мерам, таким как бюджетные ограничения - что не сделало их привлекательными. Единственный шанс попасть в правительство был вступить в коалицию с правой популистской Прогрессивной партией, которые сегодня являются второй по величине в стране и выступали с призывами ужесточить политику приема беженцев и наказания преступников. Но само по себе это сигнал. Почти четверть норвежских избирателей выбрали смутьянов с крайне правого, популистского фланга. Это может стать тенденцией - достаточно посмотреть на Данию. Именно в скандинавских странах, гордящихся своей системой соцобеспечения и доверием к государству, все расколы и недовольства сильнее. Все и вполовину не так мирно, как кажется на поверхности.

Левоцентристская газета Süddeutsche Zeitung пишет:

В понедельник норвежскому премьер-министру Йенсу Столтенбергу удалось добиться огромного успеха. Он стал первым за 16 лет норвежским премьер-министром, которому избиратели позволили остаться на второй строк. Что еще более замечательно, правительство и дальше будет состоять из членов его трехпартийной коалиции.

Победа Столтенберга показывает, что политический ландшафт в Норвегии изменился. Вместо формирования правительства широкого консенсуса в парламенте, партии все чаще выбирают конфронтацию и формирование блоков.

Успех Столтенберга был в первую очередь основан на том факте, что он смог указать на явную альтернативу для правительства - и стать ее центром. Избиратели знали, что голос, отданный за социал-демократов, Левую партию или Партию центра, был голосом, отданным за Йенса Столтенберга. С буржуазной стороны политического спектра все было сложнее. За пост премьер-министра боролись два кандидата - Сив Йенсен и Эрна Сольберг (Erna Solberg). Никакого ясного коалиционного соглашения не было, потому что две партии меньшего размера не хотели иметь ничего общего с популистской Прогрессивной партией Йенсена.

Был сделан еще один шаг в сторону поляризации политического ландшафта. Буржуазные партии проведут годы в оппозиции, откладывая в сторону свои разногласия и приходя к компромиссам, чтобы в какой-то момент они смогли вновь вернуться к власти. Это хорошо для избирателей. Принять решение проще, когда у тебя есть четкие альтернативы.

Однако недостатки, ассоциирующиеся с формированием политических блоков, стали очевидны в Норвегии. Партии избегали обсуждения некоторых важных вопросов, чтобы не подвергнуть риску единство своего лагеря. Например, в предвыборной кампании совершенно не было место отношениям Норвегии с Европейским Союзом - так как это вопрос, по которому разногласия существуют независимо от партийной принадлежности. Вопрос о том, бурить ли нефть на шельфе Лофотенских островов, пости не упоминался. Социал-демократы прекращали любые дебаты по этому поводу, заявляя, что решение будет принято только после выборов. Скорее всего, это было сделано, чтобы избежать споров с Левой партией, которая отвергает возможность бурения. Будущее норвежских войск в Афганистане также почти не обсуждалось, так как внутри альянса Столтенберга существуют разные мнения по этому поводу.

В конце концов, остался один главный вопрос: 'Должен ли Столтенберг быть следующим премьер-министром?' Избиратели дали свой ответ. Точные последствия этого решения остаются неясными.

Правоцентристская газета Frankfurter Allgemeine Zeitung пишет:

С самого момента открытия офшорных запасов нефти выборы в Норвегии всегда крутились вокруг нефтяных миллиардов. Социал-демократы всегда вели себя в отношении этих денег ответственно - они сохраняли деньги на черный день, одновременно гарантируя хорошую заботу своим клиентам. Так кто же будет сердиться на них за то, что даже в эти времена им важно, чтобы у всех была работа? Норвегия создала систему, которая с тех пор была скопирована буржуазными партиями в других скандинавских государствах: государство является центром ориентированной на согласий системы социального обеспечения. Швеция остается единственной страной, где подобная политика не привела к тому, что целые группы избирателей выступили в поддержку протестных партий. Народная партия в Дании и Прогрессивная партия в Норвегии извлекли пользу из противоречия, состоящего в том, что государство тратит много денег, получаемых от налогоплательщиков, а социальная инфраструктура становится хуже. Однако в Норвегии у левых есть бесценный метод подкупа избирателей - нефть.

Обсудить публикацию на форуме