Вопрос об открытии армяно-турецкой границы на данном этапе обсуждается в рамках выгод исключительно этих двух государств. Единственная проблема, которая в этом контексте озадачивает, касается вопроса Нагорного Карабаха - имеет ли урегулирование конфликта какое-либо отношение к открытию армяно-турецкой границы.
Более глубокий взгляд на развитие ситуации, в сущности, подсказывает, что международное сообщество не стало бы предпринимать с таким усердием действия для открытия границ и установления дипломатических отношений между Арменией и Турцией, исходя лишь из выгоды этих двух государств. Анализ ситуации подсказывает, что в основе этого процесса лежат более крупные, геополитические интересы, и здесь основными игроками с одной стороны являются США и крупные европейские государства, а с другой стороны Россия, и опять же речь идет о сферах влияния на Кавказе.
Когда во время визита в Москву Серж Саргсян впервые объявил о нормализации отношений между Арменией и Турцией и сказал, что он не против создания совместной комиссии армянских и турецких историков, многие аналитики поспешили заявить, что все это является инициативой России, но сейчас, когда всю инициативу в данном процессе взяли на себя США, а Россия, в сущности, осталась в роли пассивного наблюдателя, становится ясно, что открытие армяно-турецкой границы находится преимущественно в рамках выгод Запада, а влияние и роль России на Кавказе с открытием границ заметно сократятся. И, тем не менее, автором идеи о нормализации отношений между Арменией и Турцией является именно Москва. Возможно, что в свое время антигрузинские настроения в РФ стали настолько доминантны, что для того, чтобы навредить Грузии, Россия была готова к открытию армяно-турецкой границы, не задумываясь о том, как будет развиваться ситуация после этого. Конечно, открытие границ серьезно бьет по Грузии, так как Армения в этом случае больше не будет принуждена пользоваться исключительно грузинскими дорогами, однако в Москве должны были сообразить, что точно также Армения больше не будет зависеть и от России. Не надо иметь большого ума, чтобы понять и то, что прямая связь через Турцию в Европу увеличит независимость Армении, а это в первую очередь бьет по интересам России, так как именно закрытые границы и существующие межнациональные конфликты являются теми основными рычагами, с помощью которых Россия может сохранить свое влияние на Кавказе.
В связи с этим, депутат Национального Собрания Армении от партии 'Наследие' Степан Сафарян в беседе с нами подчеркнул, что замешательство в поведении России стало заметно еще в апреле, во время визита президента США Барака Обамы в Анкару. Обама тогда дал понять, что лидером в нормализации отношений между Арменией и Турцией являются именно США, поэтому вовсе не случайно, что Россия выразила свое мнение по поводу достигнутых в Швейцарии армяно-турецких договоренностей самой последней и с заметной опаской. 'Конечно, у России уже возникли проблемы, и со временем поведение российской стороны, относящееся к этим процессам, станет еще более негативным и противодействующим', - сказал С. Сафарян.
Однако вопрос касается не только удерживания Армении в рамках влияния России. С открытием армяно-турецкой границы усилится столкновение интересов между НАТО и Организацией Договора о коллективной безопасности, и именно этот процесс будет в авангарде противодействия Запад - Россия. Всем хорошо известно, что Запад заинтересован в открытии армяно-турецкой границы по той причине, что тем самым НАТО приобретет лишний шанс для проникновения и расширения на Восток и в Центральную Азию. Это приведет к тому, что Россия будет просто вытеснена из Кавказа. В этом случае возникнет и потребность более тесного сотрудничества между Арменией и НАТО. Вовсе не случайно, что нынешний посол Великобритании в Армении в одном из своих интервью прямым текстом заявил, что его страна будет поддерживать вопрос членства Армении в НАТО, а Североатлантический альянс, в свою очередь, провозгласил, что Кавказ является сферой его стратегических интересов.
Конечно, Россия не может спокойно следить за таким развитием событий, из этого следует тот факт, что в РФ больше не говорят об открытии армяно-турецких границ с прежним воодушевлением. В Кремле уже поняли, что насколько ни соперничали бы ОДКБ с НАТО, все равно, Североатлантический альянс со своими серьезными традициями является союзом государств с демократическими ценностями, а ОДКБ всего лишь союз государств, которые приютились под крышей России. А это, в свою очередь, означает, что каждое из этих государств при первом же удобном случае выберет НАТО. Причем, с Арменией будет легче всего: ее в ОДКБ удерживает одна единственная причина - возможная опасность со стороны Турции. С ослаблением этой опасности Армения под диктовку законов жизни, шаг за шагом двинется к Западу, и это будет выгодно ей. В конце концов, в Армении станет ясно, что ОДКБ - организация, не имеющая перспектив, и служащая исключительно интересам России. С другой стороны, когда Армению будут окружать пронатовские страны, с которыми она будет иметь прямые отношения и открытые границы, Армения просто вынуждена будет углубить свои отношения именно с НАТО. И в-третьих, Запад пойдет на все, чтобы вслед за открытием армяно-турецкой границы, открылась и армяно-азербайджанская граница. И это для того, чтобы установилась беспрепятственная связь с Центральной Азией. Конечно, осуществить все это будет трудно и займет много времени, так как связано с решением проблемы Карабахского конфликта, но все идет именно в этом направлении.
В этой связи Степан Сафарян заметил: 'Если открытие армяно-турецкой границы коснется расширения НАТО на Восток, то, естественно, вероятность открытия уменьшится, с другой стороны, если на этой границе будут продолжать стоять русские пограничники, не нужно исключать, что возникнет большая опасность закрытия границы уже с армянской стороны'. Отвечая на вопрос - на чьей стороне должна быть Армения в противостоянии между НАТО и ОДКБ, Сафарян сказал: 'Наличие умных и видящих перспективу властей не поставило бы Армению перед такой дилеммой. Если бы Армения четко зафиксировала свои интересы на столе переговоров и не допустила, чтобы эти процессы зависели только от интересов Запада и России, то сегодня наша страна смогла бы углубить и развить свои отношения равно и с НАТО, и с Россией. Сейчас, к сожалению, Армения вынуждена удовлетворить интересы и выгоды или той, или другой стороны'.
К слову, заметим, что в этом контексте рассматривается и тот факт, что Запад уже прикладывает усилия для того, чтобы после открытия армяно-турецкой границы был пересмотрен и маршрут газопровода 'Набукко', чтобы он прошел не через Грузию, которая уже не такая уж безопасная и надежная страна, а через Армению. Но эта заинтересованность связана не столько с безопасностью, сколько с тем, что если обходящие Россию трубопроводы прошли бы через Армению, стало бы легче отдалить Кавказ от российского влияния. Турция тоже не против такого развития событий. Руководитель турецкого центра международных отношений и стратегических анализов 'Турксам' Синан Оган, в частности, заметил: 'До конца года Евросоюз и США хотят уточнить маршрут 'Набукко', следовательно, в Анкаре начали быстрыми темпами готовить протокол об установлении дипломатических отношений. Пока не настал момент официально говорить об этом, но еще год назад я прогнозировал, что 'Набукко' из Азербайджана через Армению дойдет до Турции. Наш глава МИД подтвердил, что это хорошая идея', - заметил турецкий аналитик.
Эта идея стала настолько реальной, что российские СМИ начали писать о том, что Армения действительно может стать транзитной страной, и в этом контексте единственным препятствием является Азербайджан. Эта страна никогда не согласится, чтобы газ прошел через Армению в Европу. А это означает, что Россия будет показывать, что она не против открытия армяно-турецкой границы, но одновременно будет делать все, чтобы, используя нагорно-карабахский конфликт, не дать этому стать реальностью. Не следует забывать, что на кону у России более крупная задача, чем неразрешенная проблема Нагорного Карабаха.
________________________________________________________
Армения в стратегических представлениях Турции ("Иравунк de facto", Армения)
Был первый раунд ("Голос Армении", Армения)
Турция видит в Грузии помощника ("Зеркало.az", Азербайджан)