Правящие партии Германии, наверное, молились, чтобы новые владельцы европейских предприятий General Motors смилостивились и не стали объявлять о том, как именно они собираются реструктурировать раздутые штаты "Опеля", до выборов, предстоящих 27 сентября. Не повезло. Не успели высохнуть чернила на документе, по которому корпорация GM отписывала "Опель" канадскому производителю запчастей "Магна" и российскому Сбербанку, как новые владельцы компании пообещали в течение года уволить каждого пятого из пятидесяти тысяч европейских сотрудников компании, в том числе четыре тысячи немцев.
Не нужно думать, что это должно было стать сюрпризом: проблемы автоиндустрии абсолютно прозрачны. После мартовского пика продажи в мире упали на двадцать процентов; программы обмена старых автомобилей на деньги стали лишь временным стимулом. Даже если объемы продаж быстро восстановятся, производственных мощностей все равно будет во всех отношениях слишком много. Учитывая все это, а также то, что сам факт продажи "Опеля" ничего не меняет, скрывать необходимость увольнений было бы ошибочно или нечестно по отношению к избирателям.
Потратив 4,5 миллиарда евро на займы и гарантии, чтобы обеспечить "Магне" победу на гаражной распродаже GM, правительство Германии, очевидно, надеялось получить что-то взамен. Конечно же, аналогичного мнения придерживаются другие европейские страны, в которых находятся предприятия "Опеля". Премьер бельгийского региона Фландрии Крис Петерс (Kris Peeters) утверждает, что завод "Опеля" в Антверпене, который "Магна" намерена закрыть, более конкурентоспособен, нежели некоторые из четырех заводов в Германии, которые компания пообещала сохранить.
Бельгийцы вправе тревожиться. Один из генеральных директоров "Магны" Зигфрид Вольф (Siegfried Wolf) говорил, что при сокращении штатов будет руководствоваться только соображениями коммерческой эффективности, но это просто смешно, учитывая, что финансирование компания получает исходя из политических соображений. Деньги, заплаченные Германией, - это их ход в невыгодной для всех игре, нацеленный на то, чтобы увольнения шли не на их территории.
Европейцы в выигрыше никак не останутся, и их лидеры об этом знают. Надо отдать должное лидерам Бельгии, Великобритании и Испании: они не сделали попытки перекрыть ставку Германии, чтобы спасти собственные заводы, а обратились к Еврокомиссии, пытаясь не допустить нарушения Германией правил игры на общем рынке.
Нели Крус (Neelie Kroes) - уполномоченная Еврокомиссии по конкуренции - заслуживает похвалы за то, что озвучила подозрения в незаконном применении Германией временных исключений из законодательства, регулирующего предоставление государственной помощи, которые были приняты на время финансового кризиса. Теперь надо, чтобы ее поддержал председатель комиссии Жозе Мануэл Баррозу (Jose Manuel Barroso), который, правда, не так серьезно воспринимает свои обязанности по защите общего рынка.
Наверно, госпоже Крус придется подождать утра 28 сентября, прежде чем в Германии ее будут слушать. И тогда она должна заговорить - причем очень громко.
_________________________________________________________
После удачи с GM русские хотят создать глобальную автомобильную империю ("The Times", Великобритания)
Между Германий и Евросоюзом назревает конфликт из-за Opel ("Deutsche Welle", Германия)