Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему Европе нужны более жесткие санкции против Ирана

Германия, Франция и Великобритания готовы ввести бензиновые санкции против Ирана, чтобы предотвратить военные удары. Но запланированные на 1 октября переговоры по ядерной программе Ирана могут привести к отсрочке этих мер.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европе с ее активными выступлениями в защиту более жестких санкций против Ирана - а за это выступают многие во главе с Францией, Германией и Британией - теперь придется подождать до 1 октября, когда станут известны результаты переговоров между Вашингтоном и Тегераном.

ПАРИЖ. Европе с ее активными выступлениями в защиту более жестких санкций против Ирана - а за это выступают многие во главе с Францией, Германией и Британией - теперь придется подождать до 1 октября, когда станут известны результаты переговоров между Вашингтоном и Тегераном.

По словам аналитиков, европейские лидеры все более жестко и решительно говорят о санкциях против Ирана, включая прекращение поставок в эту страну нефтепродуктов, если Тегеран к концу сентября не выполнит требования ООН и МАГАТЭ. Теперь же все говорят, что крайний срок это 1 октября, то есть день переговоров.

По мнению Европы, санкции носят карательный и символический характер, и они станут альтернативой военным ударам, к нанесению которых призывал сегодня бывший заместитель министра обороны Израиля Эфраим Снех (Ephraim Sneh). Но в Европе возобновились дебаты по поводу того, смогут ли эти санкции (или нет) усилить раскол между рядовыми иранцами и их авторитарным руководством.

"Евросоюзу пока удавалось соглашаться на санкции более жесткие чем те, за которые выступала ООН, - говорит Брюно Тетре (Bruno Tertrais) из парижского Фонда стратегических исследований (Foundation for Strategic Research), - общий настрой в отношении Ирана весьма воинственный".

По его словам, пока не ясно, как долго удастся сохранить такое единство в рядах членов ЕС, у многих из которых на карту поставлены крупные коммерческие интересы. Но он отмечает, что "если в Евросоюзе возникнут разногласия, то это будет вызвано в том числе и отсутствием четкой и ясной линии у США".

Европа хочет использовать "двойной подход" к Ирану в связи с его нежеланием продемонстрировать уровень развития своих технологий обогащения на центрифугах, а также четко заявить, является его обогащенный уран оружейным или нет. ЕС предлагает различные стимулы для прекращения работ по обогащению, и одновременно грозит более строгими санкциями, если Тегеран не выполнит его требования.

Министр иностранных дел Финляндии Александр Стубб (Alexander Stubb) заявил во вторник, что ЕС должен в одностороннем порядке ввести санкции против Ирана, если ООН не удастся по ним договориться.

"[В Европе] нулевое желание бомбить ядерные объекты в Иране, - говорит Томас Клау (Thomas Klau) из расположенного в Париже Европейского совета по международным отношениям (European Council on Foreign Relations), - это рассматривается как внешнеполитическая катастрофа. Если существует выбор между санкциями и военным нападением, то мы поддержим санкции".

Почему санкции могут дать обратный результат

Здешние специалисты по Ирану обеспокоены, что в таком националистическом государстве как Иран "ястребы" могут воспользоваться санкциями как инструментом для сплочения общества, которое после июньских выборов оказалось расколотым и проявляет недовольство. Официальная пропаганда часто изображает иностранные государства этакой сатанинской силой, оказывающей дурное влияние на Иран, и санкции могут дать обратный результат - особенно из-за того, что Тегеран настойчиво навязывает своему народу мысль, будто нация просто отстаивает свое право на мирную ядерную энергию.

Иранские эксперты соглашаются с тем, что на самом деле санкции, как это ни парадоксально, помогут обогатиться Стражам исламской революции, различные группировки в составе которых контролируют на черном рынке продажи буквально всех товаров - от айфонов до бытовых электроприборов. Об этом писал недавно в International Herald Tribune американский бизнесмен Джозеф Гуо (Joseph Guo), работавший этим летом в Тегеране. Американский аналитик иранского происхождения Карим Саджадпур (Karim Sadjadpour) считает, что оборот на этом черном рынке составляет миллиарды долларов.

Исследователь Клемен Терме (Clément Therme) из Женевы считает, что "Исламская республика занимает твердую позицию по вопросу своей ядерной программы, заявляя, что отстаивает не только свое собственное право на мирную ядерную энергию, но и права других неприсоединившихся стран, таких как Бразилия. Поэтому санкции вряд ли смогут заставить правящий режим сдаться. Налаживание взаимодействия с Ираном кажется более разумным подходом, хотя в ближайшее время результатов ожидать не следует".

В прошлом году Германия получила от торговли с Ираном более 4 миллиардов долларов. Деловые интересы Франции и Британии в этой стране также весьма существенны.

Против Ирана уже с 2006 года применяются санкции, такие как замораживание банковских активов. Но такие серьезные меры, как прекращение поставок бензина и дизельного топлива, пока не применялись. У Ирана, который занимает пятое место в мире по добыче нефти, ограниченные возможности по нефтепереработке, и он импортирует около 40 процентов потребляемого в стране бензина.

Министр энергетики Ирана Массуд Мирказеми (Massoud Mirkazemi) заявил в среду, что его страну не волнуют бензиновые санкции. "Мы готовы и справимся с любыми бензиновыми санкциями: Мы уже подписали соглашения с рядом стран о покупке бензина", - заявил Мирказеми, выступая в Тегеране на государственном телеканале, о чем сообщило агентство Reuters.

_________________________________________________________

Разведка сообщает, что ядерного оружия в Иране не прибавилось ("Newsweek", США)

Как разговаривать с Ираном ("The New York Times", США)

Обсудить публикацию на форуме