На мой взгляд, исходя из долгосрочных стратегических интересов Узбекистана, ШОС в целом ряду региональных интеграционных объединений представляется наиболее перспективной, так как в отличие от СНГ, ОДКБ и ЕврАзЭС, где превалирует Россия, в ШОС влияние России уравновешивается влиянием Китая. И такой баланс интересов двух стран – ключевых игроков в ШОС – для Узбекистана пока лучший вариант.
Надо признать – председательство в ШОС досталось Узбекистану не в самой простой ситуации. Финансово-экономический кризис и связанные с этим проблемы (экономические и социальные), как на национальном, так региональном и глобальном уровнях, эскалация напряженности в Афганистане и Пакистане (наркоагрессия и экстремизм) – все это серьезные вызовы как для ШОС, так и для Узбекистана.
По поводу повестки дня председательства Узбекистана в ШОС: я думаю, что проблематика урегулирования в Афганистане будет центральным пунктом. ШОС должен и может более активно участвовать в урегулировании в Афганистане (а теперь еще и в Пакистане).
Но здесь, на мой взгляд, от Узбекистана потребуется очень серьезный креатив.
Идея, предложенная Узбекистаном еще в прошлом году по урегулированию в Афганистане в рамках «группы 6+3», имеет, несомненно, хороший потенциал. Однако усиление напряженности в Пакистане и намечающиеся осложнения в Иране, связанные с неоднозначностью результатов президентских выборов, становятся серьезными препятствиями для реализации данной инициативы. А исходя из того, что позиция США в Афганистане и Пакистане больше напоминает реализацию стратегии «управляемого конфликта», то шансы на реализацию этой инициативы еще более снижаются.
Идея единой наднациональной валюты ШОС, озвученная на саммите ШОС в Екатеринбурге, вряд ли будет педалироваться Узбекистаном.
Ключевой идеей Узбекистана в отношении афганского урегулирования всегда было стремление снизить уровень военной составляющей и уделить больше внимания вопросам восстановления экономики, так как только это позволит снизить уровень военного противостояния внутри Афганистана. Приоритетом должно стать оказание целенаправленной экономической помощи Афганистану.
И здесь, на мой взгляд, у Узбекистана есть что предложить. За последние годы Узбекистаном накоплен значительный опыт участия в реализации совместных проектов восстановления Афганистана, в частности, в сфере дорожного строительства и ремонта дорог, электроэнергетики, строительства железных дорог, горнодобывающей промышленности, образования, обмена специалистами.
Так, Узбекистаном в рамках реализации программы реконструкции Афганистана было сооружено 11 мостов на участке Мазари-Шариф–Кабул. Кроме того, завершается строительство высоковольтной линии 220 кВ протяженностью около 442 км от Кабула в сторону государственной границы с Узбекистаном. Данная линия электропередач пройдет по территории пяти провинций Афганистана и планируется, что она будет связана с электроэнергетической системой Узбекистана через строительство линии электропередачи от подстанции «Сурхан» (Узбекистан) до подстанции «Хайратон» (Афганистан) протяженностью 43 км. Через эту высоковольтную линию предполагается передача от узбекской энергосистемы на первом этапе 150 МВт, а в перспективе – до 300 МВт мощности. Стоимость проекта составляет свыше $198 миллионов.
АК «Узбектелеком» и Afgan Telecom Corp имеют межоператорское соглашение, предусматривающее сотрудничество в предоставлении международных услуг по строящейся в Афганистане волоконно-оптической линии связи (ВОЛС), которая соединит два государства. Запуск магистрали в 2009 году, пропускная способность которой заложена на основе цифрового оборудования SDH уровня STM-16 (2,5 Гбит/с), обеспечит возможность организации прямой связи между Афганистаном и Узбекистаном для предоставления услуг международной телефонной связи, доступа к сетям Интернет и выхода через Узбекистан в страны СНГ и дальнего зарубежья.
Так что Узбекистан накопил серьезный опыт в реализации проектов по реконструкции в Афганистане и вполне естественно, что он может инициировать реализацию проектов, важных для социально-экономического развития Афганистана.
Одной из главных проблем, тормозящих рост экономики Афганистана и, в частности, рост производства внутри страны, является отсутствие внутренней инфраструктуры страны. В этом направлении важное значение может иметь реализация проекта прокладки железной дороги через территорию Афганистана.
Уже сегодня Узбекистан оказывает содействие в разработке ТЭО проекта по строительству железной дороги Термез–Хайратон–Мазари-Шариф, общей стоимостью $150 млн. При этом техническую и финансовую помощь в подготовке и реализации проекта оказывает АБР. По расчетам, на первом этапе эксплуатации объем грузоперевозок по железной дороге может составить 7 млн. тонн ежегодно с последующим увеличением до 20 млн. тонн в год.
В перспективе планируется проложить железную дорогу общей протяженностью 2 тыс. км по маршруту Мазари-Шариф–Кабул–Кандагар–Герат и обратно, закольцевав ее на Мазари-Шариф. Общая стоимость проекта, который позволит создать железнодорожный аналог Трансафганского автотранспортного коридора из Европы с выходом в Индию, Китай, Иран и Пакистан, составит около $3 млрд.
Почему бы ШОС и не стать ключевым партнером в реализации данного проекта?
Кроме того, Узбекистан, являющийся членом ШОС, и Иран, который проявляет сильную заинтересованность во вступлении в ШОС, имеют предварительные договоренности о совместных инвестициях в проект железнодорожного транспортного коридора, который соединит железные дороги Ирана и Узбекистана через территорию Афганистана. И опять же этот проект вполне может быть реализован под эгидой ШОС.
ШОС может активизировать свое участие в процессах восстановления Афганистана через участие в организации целого ряда проектов по восстановлению автотранспортной инфраструктуры Афганистана, включая проведение проектно-изыскательских, ремонтных и строительных работ по сооружению новых и восстановлению разрушенных автомобильных дорог, мостов, тоннелей и объектов придорожной инфраструктуры.
Как мне представляется, председательство Узбекистана в ШОС будет идти именно в русле инициирования совместных экономических проектов под эгидой ШОС.