На прошлой неделе президенты России и США предприняли серьезные попытки наладить двусторонние отношения, которые переживали не лучший период по крайней мере в течение последних восьми лет. Администрация президента США Барака Обамы отказалось от планов размещения системы ПРО в Восточной Европе, а президент России Дмитрий Медведев ясно и недвусмысленно заявил, что Россия будет продолжать демонстрировать гибкость в вопросах, касающихся ядерной программы Ирана. Платят ли страны друг другу услугой за услугу, на данный момент сказать сложно.
Однако нет никаких сомнений, что и России и США намерены сконцентрировать внимание на небольшом количестве вопросов, которые их объединяют. И это очень мудрый подход, поскольку обе страны и так уже слишком долго были поглощены тем, что их разделяет.
Президент Обама принял решение отказатьcя от размещения комплекса противоракетной обороны в Польше и Чехии на стадии формирования новой американской администрации. У него не было намерений развертывать систему, которая была дорогостоящей и неэффективной. Помимо всего этого становилось все более очевидным, что начало новых отношений с Россией, которое сейчас принято называть 'перезагрузкой', стало бы невозможным, если бы планы Джорджа Буша младшего все же осуществились.
Конечно же, нам объяснили, что в связи с новыми данными разведки оценка угрозы Европе и США претерпела изменения, и что больше нет никакой потребности в осуществлении первоначальных планов по созданию системы ПРО. Правда это или нет, очевидно одно - все так или иначе связано с Ираном.
Вашингтон был зациклен на Иране последние тридцать лет. Большую часть из этих тридцати лет Исламская Республика Иран находилась под действием международных санкций, инициатором которых являлись США. Тот факт, что Тегеран вновь запустил свою ядерную программу и не настолько открыто и охотно сотрудничает с Международным Агентством по Атомной Энергии (МАГАТЭ), как многие того хотят, заставляет западный мир, а тем более Израиль, находится в состоянии боевой готовности (иногда в прямом смысле этого слова).
Россия, которая не считает, что Иран представляет угрозу для безопасности, в течение долгого времени проводила политику диалога в отношении этой страны и настаивала на том, чтобы создать стимулы, способные заставить иранцев отказаться от своей позиции. Это называется проявлением гибкости, и, похоже, администрация президента Обамы извлекла урок из этого гибкого подхода.
Россия и США еще не заключили тайной сделки по Ирану - пока. Однако наживка брошена и она стоит того, чтобы предпринять какие-то шаги. С момента окончания 'холодной войны' США грубо нарушали Договор о нераспространении ядерного оружия и абсолютно игнорировали Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Это нанесло тяжелый урон глобальной системе безопасности. Теперь США хотят исправить свои ошибки посредством сотрудничества с Россией. В качестве первого шага обе страны должны подписать новый Договор о сокращении стратегических вооружений (СНВ), а затем перейти к совместным глобальным действиям по нераспространению ядерного оружия. И вот здесь на сцене появляется Иран.
Иран утверждает, что он не стремится создать собственное ядерное оружие. Но в то же самое время он указывает на то, что Израиль неофициально является ядерной державой на Большом Ближнем Востоке и получает полную свободу действий со стороны Вашингтона когда дело касается международных конвенций по нераспространению. Для большинства стран арабского и мусульманского мира это является ярким примером западной политики двойных стандартов и двуличия. Президент Обама намерен изменить ситуацию, и у России есть все основания поддержать его в этом начинании.
Важность и значение встречи между Медведевым и Обамой в Нью-Йорке следует понимать следующим образом: перезагрузка российско-американских отношений потребует много времени и терпения.
Новые планы США по противоракетной обороне в Европе, будущее НАТО, прерогативы России на постсоветском пространстве, а также энергетическая политика - вот лишь малый перечень из того большого количества вопросов, по которым двум странам следует достичь соглашения. Именно поэтому сотрудничество и взаимодействие в вопросах, оказывающих влияние на глобальную безопасность, является наилучшим шансом для Москвы и Вашингтона улучшить свои отношения.
Многие ожидают решающего противоборства в разыгрывании иранской карты.
Но все не так просто. В действительности, проблема совсем не в Иране.
Проблема в слабости и хрупкости международного порядка. С момента окончания 'холодной войны' США искренне считали, что у них есть право на любые действия на международной арене. За почти двадцать лет это нанесло ощутимый ущерб всем нам. Президент Обама это понимает.
Понимает это и Россия. Возможно, что Москва и Вашингтон никогда не станут истинными друзьями и союзниками, но обе страны могут найти общее дело и серьезно 'перезагрузить' свои отношения, усовершенствовав современный мировой порядок.
Питер Лавель, политический комментатор телеканала 'RT' и ведущий воскресной экспертной программы 'Перекрестный разговор' (CrossTalk).
_______________________________________________________
Американо-российские отношения сегодня ("Geopolitika", Литва)
Умный шаг Обамы ("Kyiv Post", Украина)