Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новый исламистский фронт в Дагестане

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Победа России над Грузией в августе 2008 года так и не принесла окончательного затишья. С начала года на российском Кавказе постепенно формировался новый фронт. В Дагестане, самой крупной и густонаселенной республике Северного Кавказа, происходит настоящее исламистское восстание, очень похожее на события в Чечне в 90-е годы. Кроме того, ниточки в этом деле, как и в соседней республике, явственно тянутся за границу.

Победа России над Грузией в августе 2008 года так и не принесла окончательного затишья. С начала года на российском Кавказе постепенно формировался новый фронт. В Дагестане, самой крупной и густонаселенной республике Северного Кавказа, происходит настоящее исламистское восстание, очень похожее на события в Чечне в 90-е годы. Кроме того, ниточки в этом деле, как и в соседней республике, явственно тянутся за границу.

На дестабилизированном двумя чеченскими войнами российском Кавказе вновь происходит всплеск насилия и терроризма, направленного в первую очередь на силы правопорядка. Инциденты случаются чуть ли не каждый день. В период с января по август в республике было похищено 25 человек, 12 из которых были впоследствии найдены мертвыми, и убито 237 "предполагаемых боевиков". Здесь был открыт новый фронт, но западные СМИ практически ничего не о нем говорят.

Два дня назад в Москве был застрелен глава районной администрации Дагестана.

Выстрелы прозвучали на юго-западе российской столицы, когда глава администрации Хасавюртовского района Алимсолтан Алхаматов выходил из машины в окружении телохранителей. Чиновник скончался от ран по дороге в больницу. В прошлом на него уже трижды совершались покушения. По делу было задержано двое подозреваемых, в том числе один дагестанец, который, вероятно, доставил убийцу на место преступления, говорится в сообщении агентства "Интерфакс" со ссылкой на близкие к расследованию источники. В июне министр внутренних дел Дагестана Адильгерей Магомедтагиров был убит снайпером на праздновании свадьбы. Правоохранительные органы РФ назвали это "настоящей охотой на высокопоставленных чиновников Дагестана".

"За восемь месяцев этого года [:] было совершено 381 нападений на силы правопорядка, в ходе которых 158 наших сотрудников были убиты и 388 ранены", заявил 24 сентября заместитель генерального прокурора Иван Сыдорук. Этим летом всплеск насилия наблюдался на всем Северном Кавказе, особенно в Ингушетии, Дагестане и Чечне. На основании сообщений российских информагентств, AFP подсчитало, что лишь за июнь, июль и август в подобных инцидентах погибло 259 человек, 109 из которых военные и сотрудники милиции.

Существует и другой повод для беспокойства. В начале сентября махачкалинская милиция задержала при поддержке ФСБ группу женщин, подозреваемых в подготовке теракта с участием смертников в одном из торговых центров города.

Как и на большей части кавказского региона, традиционный ислам в Дагестане уже много веков относится к суфистскому направлению. В последние же годы наблюдается напряженность между местными суфийскими школами и ваххабитскими миссиями (которые происходят из подчиненных американскому влиянию стран Персидского залива), которые открылись в регионе, чтобы обратить всех в свою веру. По окончанию чеченских войн здесь постепенно сформировались вооруженные исламистские группировки, которые занимаются торговлей оружием и наркотиками. Большая часть воевавших в Чечне "дагестанских добровольцев", которых сейчас вероятно насчитывается около пяти-шести тысяч, встали в ряды нынешнего "восстания" под флагами 'Джамаат Шариат'. По официальным данным, в 2000 году в республике насчитывалось 25 000 салафитов, тогда как два года спустя их число сократилось до 800, что, по-видимому, объясняется желанием Москвы продемонстрировать свои успехи в борьбе против этого радикального течения (РИА Дагестан, 5 сентября 2005).

Тайная террористическая организация 'Джамаат Шариат' была создана Расулом Макашариповым после уничтожения его салафитской группировки 'Дженнет' (арабск. Рай). Сам Макашарипов был убит в столкновении с российскими войсками 6 июля 2005 года. Его преемник Раппани Халилов взял в свои руки управление 'Джамаат Шариат', который действует на юго-востоке Чечни и горных регионах на западе Дагестана. Халилова убили 17 сентября 2007 года, а его место занял Доку Умаров. По данным сайта "Кавказ-центр", 1 октября 2007 года на место Халилова пришел его заместитель Абдул-Маджид, а Умаров стал командующим дагестанским "восстанием".

Присоединившийся к 'Джамаат Шариат' в 2005 году Абдул-Маджид - это ветеран второй чеченской войны, где он действовал в составе отрядов Масхадова и Хаттаба. Он стал доверенным лицом Раппани Халилова, что позволило ему добиться известности в кругах исламистов в качестве харизматичного лидера и мастера партизанской войны.

Амир Абдул-Маджид был устранен 8 сентября 2008 года специальным отрядом ФСБ в ходе операции по уничтожению банды Шамиля Басаева, печально известного чеченского полевого командира, который был убит 10 июля 2006 года в Ингушетии. 12 декабря по приказу "командующего" Дагестана (относится к Кавказскому фронту, основанному сепаратистом Абдул-Халимом Сайдулаевым, который был убит в июне 2006 года) Доку Умарова на должность главы 'Джамаата Шариат' был назначен Омар Шейхулаев, уничтоженный 5 февраля 2009 года российским спецназом в пригороде Махачкалы.

По данным российских источников, в рядах этой террористической организации находится немало иностранных "добровольцев" (около четверти от общего числа), которые, по-видимому, являются экспертами в ведении партизанской войны. Так, 31 августа в Хасавюртовском районе российскими войсками был убит алжирец (по другим источникам, у него было французское гражданство - прим. авт.), известный под именем "доктор Мохаммед". Федеральная служба безопасности утверждает, что он был "координатором" Аль-Каиды в Дагестане. Тем не менее, не существует никаких доказательств того, что именно Аль-Каида финансирует недавний всплеск терроризма. Сам "доктор Мохаммед", судя по всему, еще только пытался наладить связи с местными экстремистскими группировками.

В отличие от Чечни, в Дагестане практически нет покрытых лесом гор, где легко могут спрятаться небольшие отряды боевиков. Поэтому им приходится тайно обустраиваться в населенных районах, а это не может не привлекать к ним внимание местного населения, что значительно облегчает их обнаружение. Это отчасти объясняет и кадровую чехарду в 'Джамаат Шариат'.

Организация 'Джамаат Шариат' состоит из автономных и практически независимых ячеек. В нее входят также и особенно активные группы, такие как "Джундуллах" (воины Аллаха) в Хасавюрте, "Сейфуллах" (меч Аллаха) в Буйнакске и "Ясин" в Махачкале.

Террористы обычно охотятся на 'организаторов репрессий' (милицию, ФСБ, МВД, ГРУ:), символизирующих власть чиновников, судей, но также и на тех, кого они считают "неверными": Духовное управление мусульман Дагестана, православных христиан (менее 125 000 человек), и горских евреев (не более 1 400 человек).

В ночь с 20 на 21 сентября произошло серьезное столкновение азербайджанских пограничников с отрядом Муджахидин-Ансар (входит в состав 'Джамаат Шариат'), что заставляет Москву опасаться расширения зоны конфликта в ближайшем будущем. Масла в огонь подлило и заявление террористов, в котором говорится об использовании таких этнических меньшинств как лезгины, авары и цахуры (www.1news.az, 20 сентября 2009 года). Таким образом, российское правительство немало обеспокоено ситуацией в соседствующей с Грузией и Азербайджаном республике, чье геостратегическое положение сейчас очень уязвимо.

Обсудить публикацию на форуме

____________________________________________________________

Чеченский лидер винит ЦРУ в росте насилия ("Reuters", Великобритания)

У самого порога России ведется грязная война ("The Times", Великобритания)

Мир в Чечне: быть или не быть? ("Русская служба "Голоса Америки"", США)