Ниже представлены ключевые выдержки из отчета независимой комиссии ЕС о причинах вооруженного российско-грузинского конфликта в августе 2008 года:
'Россия называла военные действия в Грузии 'операцией по принуждению к миру', в то время как Грузия называла их 'агрессией''.
'В ночь с 7 на 8 августа 2008 года... напряженные боевые действия развернулись в столице Южной Осетии городе Цхинвале и его окрестностях, (и) скоро охватили другие части Грузии'.
'Последствиями стали серьезные разрушения, в отдельных случаях доходящие до полного разорения. В общей сложности около 860 человек погибло, более 100 тысяч человек гражданского населения покинуло свои дома. Около 35 тысяч человек так не смогли вернуться'.
'Накалом действий послужила массированная артиллерийская атака со стороны Грузии. (Грузия) заявила, что целью операции было восстановление конституционного порядка в Южной Осетии'.
'Позже, в качестве оправдания своих действий, (она) сослалась на отражение мнимого вторжения России. Согласно заявлению Грузии... наращивание российского военного присутствия в Южной Осетии - а именно, военного и медицинского персонала, палаток, бронированных автомобилей, танков, самоходной артиллерии и артиллерийских орудий - началось в начале июля 2008 года и продолжалось в течение августа'.
'Миссия не находит для себя возможным признать достаточную обоснованность показаний грузинской стороны, согласно которым массированное вторжение российских войск в Южную Осетию произошло до 8 августа 2008 года'.
'Российская сторона объясняет свое военное вторжение стремлением остановить геноцид осетинского населения, якобы совершаемый грузинскими вооруженными силами, а также защитить российских граждан, проживающих на территории Южной Осетии и российских военнослужащих в составе объединенного миротворческого контингента, размещенного в Южной Осетии'.
'Бомбардировка Цхинвали грузинскими вооруженными силами в ночь с 7 на 8 августа 2008 года положила началу крупномасштабного вооруженного конфликта в Грузии. Однако она явилась лишь кульминацией, которой предшествовал долгий период растущей напряженности и учащающихся провокаций и инцидентов. Несомненно, корни конфликта лежат в истории региона, в национальных традициях и устремлениях народов, а также в сложившихся за века представлениях, а точнее - заблуждениях относительно друг друга, которые никогда не пытались развеять, но зато нередко использовали в своих интересах'.
'Возникает вопрос, было ли применение Грузией военной силы в Южной Осетии... правомочно с точки зрения международного права. Нет, не было (с учетом существующих мирных договоренностей с Москвой)'.
'Невозможно признать, что бомбардировка Цхинвали... с применением реактивных систем залпового огня 'Град' и тяжелой артиллерии была пропорциональной реакцией и необходимым условием защиты (южноосетинских) поселений'.
'Заявления Грузии о крупномасштабном присутствии российских вооруженных сил в Южной Осетии до грузинской атаки в ночь с 7 на 8 августа не подтвердились'.
'Не подтвердились также и сведения о том, что Россия готовилась к такому серьезному нападению. Не было найдено доказательств свидетельствам того, что российские миротворческие силы в Южной Осетии продемонстрировали явное пренебрежение своими обязательствами, предусмотренными международными соглашениями... и, следовательно, могли лишиться своего международного юридического статуса'.
'Похоже, что значительная часть действий российских войск вышла далеко за разумные пределы обороны'.
'Эта оценка справедлива для всех массированных и продолжительных военных действий, включая бомбардировку верхней части Кодорского ущелья, продвижение бронетанковых подразделений в отдаленные районы Грузии, расположение военных частей в крупных грузинских городах и их окрестностях, попытки взять под контроль основные дороги, применение военно-морских сил в Черном море'.
'Более того, продолжение (Россией) военных действий и после заключения соглашения о прекращении огня никак не может быть оправдано'.