Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Зачем России наместник на Кавказе?

© РИА Новости / Перейти в фотобанкЗаседание Государственного совета РФ, посвященное развитию политической системы России
Заседание Государственного совета РФ, посвященное развитию политической системы России
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На этот раз назначение хозяйственника Александра Хлопонина полномочным представителем президента России в Северо-Кавказском федеральном округе прошло с большой помпой. Он должен курировать и наводить должный порядок сразу в нескольких кавказских республиках: Кабардино-Балкарии, Чечне, Ингушетии и Дагестане.

На этот раз назначение хозяйственника Александра Хлопонина полномочным представителем президента России в Северо-Кавказском федеральном округе прошло с большой помпой. Он должен курировать и наводить должный порядок сразу в нескольких кавказских республиках: Кабардино-Балкарии, Чечне, Ингушетии и Дагестане.

На первый взгляд кажется, что именно в начале 2010 года Россия, наконец, нашла правильный акцент в своей политике на Кавказе. Назначив туда наместника с широкими полномочиями, Кремль тем самым укрепляет вертикаль власти и стремится повысить эффективность управления самым беспокойным регионом.

Смотрящий, не генерал-губернатор

Очевидно, что Кремлю в этом регионе необходим человек, способный выполнять те же функции, которые были присущи генералу-губернатору в царской России. Понимание в Кремле имеется, но как это осуществить на практике, никто толком не знает. Назначение Хлопонина, неплохого по меркам современной России хозяйственника, это попытка через развитие территорий открыть доступ коренному населению к качественно другим занятиям и образу жизни, нежели разбой на дорогах и похищение людей.

Спор о том, почему выбор пал не на кадрового генерала, жесткого и смелого, а на хозяйственника, не стихнет до того самого момента, пока Хлопонина не снимут с новой должности или не переведут на другую работу.

Конечно, многое свидетельствовало о необходимости назначения на эту должность такого генерала, как Лебедь, сумевшего доказать свою эффективность в Приднестровье. Вылазки боевиков не прекращаются. Они участились не только весной и летом, когда горные тропы открыты, но и зимой.

Видимо, в Кремле уже сделали правильный вывод из афганской эпопеи, когда ситуацию в стране не смогли стабилизировать военной силой. Сегодня-то видно, что единственным стабилизирующим фактором в Афганистане стала автомобильная дорога, школы, детсады и жилые дома, построенные советскими строителями. Правда, с единственной и, думаю, правильной оговоркой: заставить афганцев учиться, овладевать специальностями и встроиться в мирную жизнь, так и не смогли.

Почему вариант, не прошедший в Афганистане, должен сработать на Кавказе? Надо полагать, вопрос на засыпку для тех, кто придумал вариант с Хлопониным. Даже если наместник сумеет минимизировать воровство и все-таки ухитрится что-то построить в неспокойном регионе, еще не факт, что местные жители с большим удовольствием отправят своих детей учиться.

Вывод может быть следующим: главная функция Хлопонина - функция смотрящего. Он призван контролировать денежные потоки из центра и перераспределять их лояльным Москве сторонам. Но без параллельной минимизации коррупции ничего не получится. И вот здесь Кремль совершает большую ошибку.

Кавказ слезам не верит

Суть в том, что со времен Шамиля на Кавказе мало что изменилось. Россия также переживала подобный этап в своей истории. Он ассоциируется с боярской смутой времен Ивана Грозного.

Последний был вынужден наводить порядок огнем и мечом, без вариантов. Сегодня мало кто из историков не согласится с тем, что Иван Грозный своего добился, потопив смуту в крови. Правда, те времена были дикие, и нравы - намного грубее и асоциальнее.

Как правление Ивана Грозного можно проецировать на Кавказ сегодняшний? Естественно, прямой ассоциации быть не может, времена, безусловно, изменились. Особенно, что касается внешнего окружения. Запад внимательно следит за Россией, и смотрит, как бы что в ней не случилось. Как бы ни хотелось Кремлю утихомирить Кавказ силой, это вызовет бурную реакцию на Западе. И, соответственно, ответные меры. Вплоть до санкций.

Со своей стороны, Кавказ никогда слезам не верил. Как и при Шамиле, ему нужна крепкая рука и сильная воля. В Хлопонине нет ни того, ни другого. Он даже функции смотрящего в полном объеме исполнить не сможет. Почему? В криминальном мире смотрящий - это очень авторитетный человек, способный не только предполагать, что творится в самой глубине чьего-то мозга, но и способный "развести" ту или иную ситуацию. Хлопонин может контролировать денежные потоки, распределять их, но не решать проблемы, которые на Кавказе возникают каждый божий день.

Откуда все пришло

Теперь можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, как все будет происходить в дальнейшем. Хлопонин будет торжественно открывать социальные объекты, построенные с его непосредственным участием, и только. Это сродни национальному проекту по строительству в России крупных медицинских центров. Поучаствовать в шоу по их открытию успели в качестве президента и Путин, и Медведев. Но и они, думаю, понимают, что медицинские услуги не стали доступными жителям сел и деревень. Ни по деньгам, ни по логистике.

Примерно то же самое, может только в меньших масштабах, придется делать и Хлопонину. Открывать социальные объекты и через объективы телекамер подавать пример остальной России. Внимательный телевизионный зритель обратил внимание на одну особенность репортажей с Кавказа: в телесюжетах очень мало живых людей. При этом даже те, кто говорит, по большей части, женщины. Мужчины предпочитают отмалчиваться лишь потому, что заняты другим. Под "другим" надо понимать недовольство и желание обособиться от остальной России. Что с этим делать, в Москве точно не знают. Поэтому назначение Хлопонина не четко выверенный шаг, а лишь нервная реакция на ситуацию вокруг России. Руководство страны связано по рукам и ногам обязательствами перед Западом, не в состоянии игнорировать его мнение. Война с Грузией, на фоне сказанного, есть война за выживание. Но таких войн не может быть две подряд. Только одна - и на много лет вперед.

Попытка выглядеть красиво в глазах Запада и вынудила Кремль назначить в качестве наместника на Кавказе Хлопонина. Кстати, еще одной функцией назначенца может стать функция последнего шанса. Москва, потратив деньги, построив социальные объекты, и увидев, что все это не работает, потом может сменить Хлопонина на какого-нибудь военачальника. И такую версию отметать нельзя. В данном контексте это как бы еще одна попытка России показать Западу тщетность мирного решения кавказской проблемы.

Формат имеет значение

Судя по всему, Кремль делает ставку на следующую конфигурацию власти на Кавказе: Хлопонин в центре созидательной силы, тогда как президенты республик - это и есть генерал-губернаторы, которые должны принуждать этносы к мирной жизни. Хлопонин будет строить, а президенты - наполнять построенное содержанием.

Но такая конфигурация будет работать только тогда, когда президенты будут всецело доверять и, главное, уважать Хлопонина. Для того чтобы наместник изначально не стал изгоем, ему добавили пост вице-премьера. Будет ли этого достаточно, чтобы завоевать доверие президентов, покажет время.

Кстати, о главах. Сегодняшняя ситуация на Кавказе свидетельствует, что самый эффективный генерал-губернатор - Рамзан Кадыров, единственный человек в регионе, который получил свой пост после своего отца. Такую преемственность на Кавказе всегда уважали.
С другой стороны, и его ныне покойный отец, и он сам - чистой воды силовики, что также вызывает уважение. Сильные личности, крепкая рука, концентрированная воля - Рамзан обладает всеми необходимыми для горцев свойствами характера.

С его коллегами по региону проблем больше. Исходя из всего сказанного, сложно надеяться на эффективную кавказскую политику России в ближайшее время. Нужны другие генерал-губернаторы в других, кроме Чечни, кавказских республиках. А поддержки со стороны Кадырова Хлопонину может не хватить.